Получать лицензию в ФСБ с 1 января 2023 года следует по новым правилам с учётом последних изменений и требований, внесённых ведомством. Частично мы писали о них в предыдущих статьях. Сегодня расскажем, как в целом теперь будет выглядеть порядок получения лицензии на работу с гостайной.
Общий план подготовки к лицензированию не изменился. По-прежнему придётся собрать документы на соответствие фирмы лицензионным требованиям, оформить допуск директору и заручиться поддержкой потенциального заказчика ваших услуг, связанных с секретными сведениями. Нюансы кроются в дополнительных требованиях на каждом этапе подготовки — часть из них внесены лишь в 2021 году, часть действует пока только в Санкт-Петербурге и Москве (проверка целесообразности более строгого подхода к лицензированию). Ниже расскажем обо всех нюансах получения и продления лицензий в 2023 году.
Сбор документов
По-прежнему получить лицензию ФСБ на работу с государственной тайной смогут только российские юридические лица, не имеющие иностранных участников и финансирования из-за рубежа.
Сразу уточним: пакет документов будет постепенно пополняться по мере подготовки, ниже идёт список, с которого начинается сбор документов для лицензии ФСБ.
Для подтверждения легальности работы и соответствия требованиям защиты гостайны необходимы:
- учредительные документы (учредительный договор или решение о создании фирмы, устав, решение и приказ о назначении директора организации).
- информация о постановке фирмы на учёт в органах власти и статистики (Свидетельство о выдаче ИНН, выписка из ЕГРЮЛ, данные о постановке на учёт в ФСС, присвоении кодов ОКВЭД и прочие).
- кадровые документы об оформлении директора на должность, в случае, если допуск к гостайне будет оформляться и на других сотрудников — документы об их приёме на работу, об образовании, опыте работы, пройденной переподготовке и т. д. Приказы, возлагающие обязанности по обеспечению защиты гостайны на предприятии, также должны быть изданы и утверждены на момент лицензирования.
- разрешения, свидетельства о постановке на учёт и допуски на те виды работ, которые требуют дополнительного подтверждения прав, например, допуск СРО для строительных фирм или архитектурно-проектных организаций.
- документы на помещения, где ведётся деятельность организации (офис, цех, производственные помещения и т. д.) Необходимо подтвердить право владения ими: предоставить договор аренды и гарантийное письмо собственника или выписку из ЕГРН о праве собственности. Нужно доказать, что помещение после проверки ФСБ останется во владении лицензиата на весь срок действия лицензии.
- если в организации используется рабочее место или помещения для работы с секретными сведениями, их необходимо правильно подготовить по требованиям защиты информации, аттестовать и получить соответствующий сертификат соответствия. Как правило, это актуально для фирм, которые будут создавать собственный режимно-секретный отдел и организуют секретный документооборот своими силами. Для этого требуется серьёзная подготовка и получение дополнительной лицензии. До 2023 года можно было использовать более простой и дешевый вариант: заключить договор на обслуживание с фирмой, имеющей РСП. Теперь придётся либо создавать собственный 1-й отдел либо обслуживаться у своего заказчика.
Режимно-секретный отдел
РСП — это место, где проходит вся работа с документами, содержащими секретные сведения, в том числе оформление допуска секретности, документооборот с ФСБ и контрагентами, хранение учётных форм на лиц, допущенных к гостайне и т. д. «Первый отдел» должен соответствовать требованиям защиты информации от утечек и от доступа посторонних лиц — этому способствует особое расположение помещений режимно-секретного подразделения, оборудование помещений средствами защиты и проверки на предмет вредоносных устройств и программ, организация учёта доступа лиц в РСП и ознакомления с секретными документами, организация охраны и пропускной режим на объекте и т. д.
Статья по теме: Требования к режимным помещениям для работы с гостайной
Ранее можно было либо создать собственный режимно-секретный отдел для лицензирования (долго, дорого и не всем нужно), либо заключить договор на обслуживание с фирмой, имеющей лицензию ФСБ на оказание услуг в области защиты государственной тайны. Это стоило примерно 20–40 тысяч рублей в месяц и с лихвой покрывало необходимость в услугах секретного документооборота. Одна такая фирма могла иметь на обслуживании несколько организаций.
Однако ФСБ постепенно ужесточала требования к обслуживанию, а с 2021 года и вовсе сократила круг возможных РСП, предоставляющих такие услуги: теперь заключить такой договор можно только с собственным заказчиком закрытых работ, который выдал ходатайство о предоставлении лицензии. Сначала практика была опробована в Санкт-Петербурге, затем распространилась на Москву, причем изменения коснулись и действующих фирм с лицензией ФСБ на гостайну. Лицензиатам предоставили время, в течение которых они обязаны привести свои договоры в соответствие новым требованиям ФСБ.
В результате возникла ситуация, когда заказчику работ приходится брать на себя обслуживание всех, о ком он ходатайствовал перед ФСБ. Не все оказались готовы к такому объёму услуг, и многие фирмы лишились возможности работать с гостайной.
Статья по теме: Услуги секретного документооборота: новые требования
Правила предусматривают, что когда начнётся подготовка директора к оформлению допуска к государственной тайне, договор с режимно-секретным подразделением уже должен быть заключён с тем заказчиком, который выдает вам ходатайство о выдаче лицензии.
Для руководителя фирмы: медсправка, допуск, аттестация
Фигура генерального директора является ключевой в подготовке к лицензированию. Зачастую в фирме только он имеет допуск к гостайне, соответственно вся подготовка персонала заключается в получении допуска секретности и прохождении аттестации директора на знание основ работы с секретными сведениями на предприятии.
Порядок получения допуска следующий:
- подтверждение «годности» состояния здоровья директора к работе с гостайной. Для этого он проходит медосмотр и получает медицинскую справку для гостайны по форме 989-н. Перечень заболеваний, препятствующих получению допуска, небольшой: это в основном болезни и расстройства психического спектра, тяжёлые физические состояния, а также патологии, влияющие на правильное восприятие реальности, осознание своих действий и возможность руководить ими.
- подтверждение соответствия требованиям ФСБ в плане отсутствия «шпионских» влияний и благонадёжности. Директор заполняет анкету формы Ф-4, где указывает факты своей биографии, а также сведения о близких родственниках. К анкете нужно приложить копии документов, подтверждающих эти факты (дипломы, удостоверения, свидетельства, приказы, трудовую книжку и т. д.)
- В зависимости от степени секретности, на которую претендует директор, ФСБ проводит соответствующую проверку. Для допуска по 3-й форме проверочных мероприятий нет, а для допуска к сведениям особой важности досконально изучат жизнь не только самого руководителя, но и его близких и родственников. Именно поэтому лучше сразу назначать на пост директора человека, не имеющего судимостей, сомнительных фактов в биографии, родственников-иностранцев. Срок проверки может занимать до 3-х месяцев.
В 2021 году перечень оснований для отказа в допуске к гостайне пополнился новыми пунктами, об этом мы писали в этой статье. - оформление допуска завершается заполнением карточки о получении формы допуска с указанием на проведение проверочных мероприятий. Информация направляется в ФСБ.
- после получения допуска к гостайне директор обязан подтвердить свои навыки и знания по работе с гостайной и защите секретных сведений от стороннего доступа и возможных утечек. Это делается либо путём прохождения специального обучения по защите гостайны с получением свидетельства (действует 3 года), либо путём проведения аттестации (проверка знаний в виде экзамена или тестирования в рамках спецэкспертизы или отдельным мероприятием).
Чаще всего руководители выбирают первый вариант, так как обучение проводится по обновлённым программам с учётом новых данных о возможных способах утечки секретной информации и мерах защиты от этого. Кроме того, сдать экзамен после обучения проще, нежели самостоятельно готовиться и проходить аттестацию.
В результате подготовки директора пакет документов для лицензии ФСБ пополняется сведениями о предоставлении допуска и свидетельством о прохождении обучения по ЗГТ.
Оформление отношений с заказчиком закрытых работ
Это самая проблемная часть подготовки: найти заказчика, готового дождаться оформления вашей лицензии, предоставить услуги РСП и посодействовать вам в оформлении сопутствующих документов. С 2022 года заказчик закрытых работ становится буквально ключевой фигурой, от которой зависит получение лицензии ФСБ.
Статья по теме: Заказчик — главный: новая роль в лицензировании работы с гостайной
Новый порядок оформления предусматривает, что заказчик оформляет для соискателя не только ходатайство о предоставлении лицензии на гостайну и подтверждает наличие договорных отношений. Сюда же входят:
- подтверждение степени секретности сведений, с которыми будет работать соискатель лицензии в рамках договора с заказчиком;
- предоставление услуг секретного документооборота соискателю лицензии, которому выдается ходатайство.
разрешение на передачу сведений, содержащих гостайну (выдаётся заказчику соответствующим министерством, которое распоряжается данными сведениями);
По сути, заказчик закрытых работ подтверждает перед ФСБ необходимость выдачи лицензии своему потенциальному подрядчику, а также правомочность и фактическую возможность последнего работать с секретными документами и информацией. Никто, кроме заказчика, сделать этого не вправе.
Когда все документы собраны, директор фирмы направляет заявление о выдаче лицензии в ФСБ. Остался последний этап в порядке получения лицензии: специальная экспертиза.
Специальная экспертиза ФСБ
Спецэкспертиза заключается в доскональной проверке готовности фирмы работать с государственной тайной: сотрудники ФСБ или аккредитованной в ФСБ организации тщательно проверяют собранные документы, а также выезжают на место работы фирмы и убеждаются в соответствии тому, что изложено в заявлении. В рамках проверки могут быть изучены кадровые и организационные документы, проведены беседы с сотрудниками, осмотрены защищенные помещения и рабочие места. Как правило, выездная проверка помогает устранить возможные сомнения и неточности в документах, представленных на лицензирование.
Статья по теме: Как проводится специальная экспертиза ФСБ
К сожалению, даже подробно изучив порядок получения лицензии ФСБ по нормативным актам, не все могут самостоятельно всё оформить с первого раза. Причины: много неопределённости в специфичных вопросах и нюансах заполнения документов, разные требования в территориальных УФСБ, противоречивая информация с форумов интернета, отсутствие опыта. В результате документы неоднократно возвращают на доработку, требуют дополнительные бумаги, признают фирму несоответствующей требованиям и отказывают в выдаче.
Мы знаем порядок получения лицензии ФСБ на гостайну с учётом новых требований и уже помогли клиентам оформить лицензии по новым правилам. Это значит, что сможем подготовить вас так, чтобы получить лицензию в 2024 году с первого раза. Звоните!