Пока ФАС, суды и налоговая инспекция приучают заказчиков тщательно анализировать будущих поставщиков и создают своеобразные «чёрные списки», в реальности никакие списки и реестры не ограничивают их участие в закупках.
Именно к такому выводу пришли представители Общероссийского народного фронта, которые проверили реестры недобросовестных поставщиков и подрядчиков и проанализировали открытые данные о закупках, проведённых в рамках ФЗ № 44. Около 370 контрактов на общую сумму 137 миллионов рублей заключены именно с поставщиками товаров, работ и услуг, находящимися в РНП.
Открытая проверка недобросовестных поставщиков и подрядных организаций доступна по ссылке. Суды и ФАС уделяют проверкам реестра недобросовестных поставщиков большое внимание при решении вопроса о должной осмотрительности со стороны заказчика работ.
Недобросовестный поставщик — кто он?
Это индивидуальные предприниматели или фирмы, которые уклонились от заключения договора, либо договор с ними был расторгнут из-за существенного нарушения обязательств исполняющей стороной.
По двум законам ведутся разные реестры. При объявлении тендера по правилам ФЗ-223 заказчик вправе установить требование об отсутствии поставщика как в обоих реестрах, так и в любом из них по отдельности. При процедуре, регламентированной ФЗ-44 заказчик вправе выставлять требования только об отсутствии в реестре, который ведётся по ФЗ № 44.
По условиям ФЗ № 223 и ФЗ № 44 такие поставщики подлежат занесению в специальные реестры, и, в теории, на 2 года им закрыт путь к участию в госзакупках. Кстати, если вы планируете купить фирму с лицензией ФСБ специально для участия в государственных тендерах, рекомендуем также проверить её на наличие в реестрах РНП, иначе приобретение окажется бесполезным.
Стоит учесть, что для компаний, имеющих лицензию на гостайну и участвующих в госзакупках, ведётся свой собственный реестр недобросовестных поставщиков. Доступ к нему ограничен, как и информация, содержащаяся в этом РНП.
Подробнее: Госзакупки закрываются: новые правила участия и отдельный РНП для ГОЗ
Ограничения для фирм, находящихся в РНП
Если компания числится в Реестре недобросовестных поставщиков, это грозит не только её репутации, но и может серьёзно ограничить возможности ведения бизнеса в рамках госзакупок:
- фирма теряет возможность участвовать в тендерах в течение двух лет;
- организация, внесённая в РНП, не вправе обжаловать любые действия заказчика, который внёс требование об отсутствии участников в реестре недобросовестных поставщиков;
- если компания пыталась участвовать в закупке по Федеральному закону № 44-ФЗ, она теряет возможность вернуть себе обеспечение заявки (эта мера как раз служит для того, чтобы «отсечь» участников, которые затем уклоняются от заключения договора, заведомо зная о своём статусе и намеренно затягивая процедуру закупки или давая возможность выиграть нужному участнику).
Подробнее: ФАС предложил ужесточить ответственность за картель
Несмотря на наличие серьезных ограничений, недобросовестные поставщики по-прежнему продолжают участвовать и выигрывать госзакупки. Оказалось, что на практике нередки случаи, когда проверка в реестре недобросовестных поставщиков либо не проводится вовсе, либо её результаты умышленно игнорируются.
Проблемы проверки недобросовестных поставщиков
Эксперты полагают, что проблем с самими реестрами нет: они общедоступны, регулярно обновляются, поиск организован по обоим базам с гибкими настройками.
Основная причина того, что лица из РНП попадают в число участников и победителей торгов, в том числе, с большой ценой контракта, заключается в отсутствии обязательности проверки по реестрам. То есть, заказчик вправе потребовать, чтобы участники подтвердили отсутствие в реестре, но не обязан заявлять данное требование.
Другая причина — отсутствие норм в законодательстве о закупках, которые предусматривали бы обязанность заказчиков или закупочных комиссий проверять соответствие поставщика требованиям на стадии заключения договора. Возникает ситуация, когда исполнитель благополучно проходит оценку заявки, затем попадает в РНП, и, в случае победы в торгах, всё равно заключает договор, потому что никто не проверяет статус фирмы-победителя на этапе подписания контракта.
Активисты планируют обратиться в Минфин с инициативой, предложив обсудить данные проблемы и решить вопрос внесением изменений в процедуру закупок. Например, обязать заказчиков вносить требование об отсутствии в РНП в каждом случае, и проводить соответствующие проверки как на стадии оценки заявок, так и непосредственно перед заключением контракта с победителем.
Ищете надёжную фирму с лицензией ФСБ на гостайну для участия в госзакупках и закрытых тендерах? Обращайтесь, поможем.