Для расширения возможностей поставщиков и обеспечения относительного безопасного ведения бизнеса Минфин продолжает вносить коррективы в тендерное законодательство. Правки коснулись проведения закрытых госзакупок (теперь это не только закупки с гостайной, но и закупки «подсанкционных организаций»), а также правил ведения реестра недобросовестных поставщиков в рамках гособоронзаказа.
Скрытые закупки
В качестве временной меры принято решение закрыть вообще все госзакупки в рамках 223-ФЗ, в которых в качестве заказчика работ или контролирующего лица выступает «подсанкционная организация». Что это значит на практике?
Статья по теме: Как поставщику снизить риски участия в госзакупках
Минфин запретил размещать информацию о таких тендерах в ЕИС. Учитывая, что информация, размещённая на сторонних ЭТП, автоматически подтягивается на единый портал госзакупок, запрет касается и размещения на отдельных ЭТП.
Заказчики могут проводить закрытые закупки конкурентным способом, в том числе, в электронной форме. В последнем случае закупка проводится на электронной торговой площадке для проведения закрытых конкурентных закупок (список площадок есть в приложении № 2 к распоряжению Правительства Российской Федерации от 12 июля 2018 г. №1447-р). Ещё один способ — неконкурентная закупка, сведения о которой не должны публиковаться в ЕИС (пп. «а» п. 1 ч. 3 ст. 3 Федерального закона № 223-ФЗ). Они не включаются в план закупок, так как сведения о них не подлежат размещению в ЕИС.
Сложность в том, что для перехода на новый порядок проведения закрытых тендеров ни заказчикам, ни исполнителям не дали переходного периода. Постановление № 301 от 06.03.2022 г. вступило в силу со дня опубликования, а значит, все уже должны работать по новым правилам госзакупок. Придётся в спешном порядке переработать положения о закупках, на собственных ошибках наработать практику.
Собственный РНП для гособоронзаказа
В Госдуму внесён законопроект, корректирующий правила внесения в Реестр недобросовестных поставщиков предприятий ОПК. Закон о Гособоронзаказе предложили дополнить главой о специфике ведения РНП поставщиков в рамках ГОЗ. Вкратце: для них предлагается вести отдельный реестр, который будет иметь значение лишь для участия / отказа в участии в закрытых госзакупках для «оборонки». При этом, если компания с лицензией ФСБ внесена в этот специальный РНП, но не внесена в общий реестр недобросовестных поставщиков, во всех остальных закупках фирма сможет участвовать без статуса «включён в РНП».
Статья по теме: Госзакупки в условиях санкций: основные изменения
Такое разграничение обусловлено тем, что работа с контрактами ГОЗ достаточно специфична, содержит больше рисков неисполнения (а значит, и попадания в Реестр). При этом компания могла бы успешно выполнять «гражданские» контракты, однако не может — находится в РНП из-за неисполнения «оборонного» заказа. Таким образом, сейчас стратегические компании, выпускающие продукцию двойного назначения или обычные промышленные товары наряду со специальными, лишаются возможности диверсифицировать свои поставки и участвовать в широком рынке. Отдельный РНП для ГОЗ мог бы исправить эту ситуацию. Такой подход может сохраниться не только на время кризиса, так как стимулирует развитие промышленности на предприятиях ОПК в любое время.
Мы помогаем оформить лицензию ФСБ на работу с государственной тайной и получать контракты гособоронзаказа. Подготовка фирмы под ключ. Звоните!