КАСЛ ЦЛС «Прогресс» — Телеграм КАСЛ ЦЛС «Прогресс» — WhatsApp
ВК
WhatsApp
Telegram

Риск исполнителя: как работать с закупками в новых условиях

Риск исполнителя: как работать с закупками в новых условиях

В связи с усилением санкционного давления участникам госзакупок стоит внимательнее подходить к выбору тех конкурсов и тендеров, в которых они собираются участвовать. С одной стороны — риск вторичных санкций, с другой — требования государства о недопустимости отказа от участия в некоторых контрактах. Несколько советов, как свести риски к минимуму и успешно выполнять закупки в новых условиях.

Выбор госзакупок

Подавайте заявки на те тендеры, которые точно сможете выполнить. Лучше выбирать те, где предусмотрена поставка отечественных товаров либо продукции производства ЕАЭС (здесь у нас нет санкционных ограничений на поставку в РФ).

Определяя для себя допустимый срок поставки, учитывайте возможные сложности с логистикой (закрытие границ, отмена авиарейсов, длительное таможенное оформление). Если условиями поставки предусмотрены сжатые сроки, есть риск не успеть с поставкой. Конечно, для поставщиков предусмотрены льготы и временные послабления в части исполнения контрактов, но лучше не рисковать репутацией и не тратить время на заведомо невыполнимый тендер. В общем, учитывайте сложности и перестраховывайтесь.

То же самое можно сказать и о валютных тендерах: пока наблюдается повышенная волатильность основных валют, лучше ограничиться рублёвыми контрактами. Стоит заранее учитывать возможное повышение цен при планировании бюджета на ту или иную закупку и при оценке предлагаемой НМЦК контракта.

Проверка заказчиков

Не только заказчики проверяют поставщиков на благонадёжность. Задача исполнителя — ещё до подачи заявки оценить платёжеспособность заказчика, наличие в отношении него судебных производств (прежде всего арбитражных), а также исполнительных производств в ФССП, наличие зарубежных лиц или лиц из «санкционного списка» в составе учредителей, участников или партнёров (из-за них организацию тоже могут коснуться ограничения). Нас интересует платёжеспособность, возможные взыскания и наложение арестов на имущество, а также риски санкций в отношении заказчика. Учитывая, что большинство закупок в сфере гособоронзаказа засекречены, а сведения о закупках и исполнителях в сфере ГОЗ не публикуются в ЕИС, маловероятно, что поставщиков для «оборонки» тоже зацепит санкциями.

Если есть выбор, лучше отдать предпочтение контрактам по 223-ФЗ, так как здесь проще изменить условия договора по инициативе сторон и больше поле для манёвра, особенно учитывая новые поправки в правила госзакупок.

Статья по теме: Новые правила госзакупок в условиях санкций

Кроме того, рекомендуем анализировать и производителей тех товаров, которые собираетесь поставлять: справляются ли они с объёмами, способны ли исполнить обязательства в нынешних условиях и т. д. Лучше иметь несколько каналов поставок, чтобы не срывать исполнение контракта при отказе одного из них.

Минимум ошибок

В случае малейшей неясности, двусмысленности или пробелах в условиях закупки рекомендуем устранять непонятные моменты в процессе запроса разъяснений от заказчика (чётко поставленный вопрос гарантирует конкретный ответ). Это касается не только объекта закупки, но и любых условий договора. Особенно тщательно прорабатывайте пункты о форс-мажорах, исключающих и уменьшающих ответственность сторон за невыполнение обязательств, а также варианты урегулирования спорных моментов, возникших не по вине сторон. Сейчас важна гибкость условий в сочетании с гарантиями исполнения договора.

Не пренебрегайте проверкой работоспособности электронных тендерных площадок, на которых планируете подавать заявки. Насколько они надёжны, устойчивы к возможным кибератакам и стабильно ли работают в обычных обстоятельствах, какие возможности предоставляют для поставщиков — всё это важно, особенно в условиях повышенного внимания хакеров к российским информационным системам.

Продуманная защита

Если очевидно, что не получается выполнить контракт на существующих условиях, рекомендуем воспользоваться нормой договора об обстоятельствах непреодолимой силы (например, таковыми будут считаться введение ограничений, закрытые границы, отмена транспортного сообщения, принятие нормативно-правовых актов, делающих невозможным или затруднительным исполнение контракта и т. д.).

При этом повышение цен из-за колебаний курса валюты или рост закупочных цен на отечественные товары внутри российского рынка в период выполнения обязательств не будут являться форс-мажором, так как это финансовые риски исполнителя. Здесь вся надежда на новые правила госзакупок, хотя недавние НПА еще «сырые», практика их применения пока отсутствует, как и разъяснения компетентных органов. Ждём.

Мы помогаем оформить лицензию ФСБ для закрытых госзакупок или купить готовое ООО С лицензией на гостайну, подходящее для подобных тендеров. Большой опыт, лицензирование без отказов более 10 лет. Консультируем бесплатно. Звоните!

Бесплатная консультация по всей России

Работа с лицензиями ФСБ весьма специфична; это сложные процессы, требующие глубоких знаний и опыта, нюансов — множество. Если у вас остались вопросы, проконсультируйтесь с нашими специалистами: это быстро, бесплатно и профессионально!