В связи с санкциями госзакупки будут упрощены, а часть из них скроют из публичного доступа. Такое решение принял Кабмин 7 марта 2022 года, ориентируясь на вводимые ограничения на российские банки и предприятия, работающие для нужд ОПК. Какие конкретно изменения в госзакупках произошли в связи с санкциями, рассказываем по пунктам.
Скрытые госзакупки в условиях санкций
Санкции грозят банкам, обслуживающим оборонный госзаказ, а также любым предприятиям, сотрудничающим в сфере обеспечения нужд российского оборонно-промышленного комплекса. Это касается как заказчиков, так и поставщиков. Если оставить информацию о подобных торгах открытой, под санкционный удар попадают любые исполнители, взявшие контракт для нужд оборонных предприятий, силовых ведомств и т. д. Естественно, никто из поставщиков не захочет рисковать бизнесом, и есть риск резкого оттока исполнителей, желающих взяться за государственные контракты в сфере ОПК.
С 7 марта 2022 года все закупки госзаказчиков, попавших под санкции стран ЕС и США, будут конфиденциальными, их не нужно публиковать в ЕИС. Режим секретности похож на тот, в котором работают компании с лицензией на гостайну в закрытых госзакупках и распространяется на сведения о заказчиках работ, а также о поставщиках и самом факте сотрудничества. Таким образом, госзакупки не пострадают, будут проводиться в скрытом формате, что позволит защитить от вторичных санкций тех поставщиков, которые заключили договор с госзаказчиками, находящимися под ограничениями. Подобная схема уже опробована при участии в госзакупках в Крыму.
Статья по теме: Госзакупки в Крыму в условиях санкций
Правительство РФ указало, что заказчиков и поставщиков ждёт упрощение госзакупок в связи с санкциями, и принятые меры будут дополняться по ходу развития событий. На момент написания статьи уже действует ряд поправок в законы, позволяющие исполнять взятые обязательства даже в условиях стремительно меняющихся обстоятельств.
Общие изменения в госзакупках в связи с санкциями
Изменение существенных условий контракта. В госконтрактах, заключённых до 1 января следующего года, обе стороны получат возможность изменять существенные условия при условии:
- возникновения обстоятельств, делающих невозможным исполнение контракта, по независящим от сторон причинам;
- соблюдения п.п. 1.3–1.6 ст. 95 Федерального закона № 44-ФЗ, и имеется решение федеральных, региональных или местных органов исполнительной власти.
Таким образом, заказчики и исполнители смогут гибко реагировать на риски работы в госзакупках в условиях санкций и выполнять обязательства без просрочек и штрафов, внесения в реестр недобросовестных поставщиков или судебных разбирательств. В свою очередь, это снизит отток подрядчиков из сферы госзакупок, удержит конкуренцию на нужном уровне и поможет сэкономить бюджет, не допуская неконкурентных цен.
Запрет списания неустоек. Возможен по решению Правительства РФ, устанавливающего случаи и механизм защиты исполнителей от списания начисленных сумм неустоек, возникших в результате неисполнения обязательств не по вине поставщика (например, нарушение схемы логистики из-за санкций, удорожание предмета поставки, отказ или ограничения со стороны зарубежных партнеров и т. д.)
Больше закупок у единственного поставщика. До конца 2022 года Правительство РФ вправе установить дополнительные основания для закупок неконкурентным способом. Сейчас это правило распространяется на поставки лекарственных средств и медицинских изделий, при этом введены ограничения на сумму закупки у единственного поставщика. Поставщики лекарств и медицинских изделий, не имеющих аналогов в РФ, а также единственные поставщики из России и стран, не вводящих санкции, будут внесены в специальный реестр.
Изменение в правилах нацрежима. Теперь поставщики из Донецкой и Луганской областей приравнены к отечественным. На них распространяются все условия участия в госзакупках, в том числе, преференции российским поставщикам.
Особенности лицензирования и сертификации специалистов. Чтобы не прерывать госзакупки в связи с санкциями, Правительство может ввести ряд послаблений для компаний, деятельность которых требует получения лицензий ФСБ, Росздравнадзора, МЧС и других. Среди основных возможных мер поддержки:
- возможность в определённых случаях работать без лицензии;
- при истечении срока работать по прежней лицензии, не продлевая её;
- возможность не переоформлять лицензию в случае, когда такое переоформление необходимо;
- получать лицензию или продлевать срок действия без проведения мер оценки соответствия требованиям;
- не проходить периодическую оценку соответствия лицензионным требованиям;
- не проходить квалификационные испытания, продлевать квалификационные аттестаты специалистов.
Разумеется, это не массовая отмена лицензирования, как может показаться. Это право Правительства РФ точечно ослаблять контроль, чтобы предприятия и организации из-за проблем с лицензиями или разрешениями не останавливали производство или предоставление жизненно важных услуг и могли исполнять госзакупки в условиях санкций.
Есть вопросы по работе с гостайной или участию в закрытых госзакупках? Мы поможем разобраться, получить необходимые разрешения и подготовиться к тендерам. Звоните!