В 2022 году в УК РФ внесены поправки, вводящие новые составы преступлений в сфере государственного заказа, а также ужесточающие наказание на них. Например, появилась новая статья 201.2 «Нарушение условий государственного контракта по государственному оборонному заказу либо условий договора, заключенного в целях выполнения государственного оборонного заказа» — здесь речь идет непосредственно о несоблюдении условий договоров ГОЗ. В качестве наказаний — миллионные штрафы, лишение свободы, а также запрет занимать определенные должности или заниматься отдельными видами деятельности на срок до десяти лет.
Кого могут привлечь к ответственности
Сторонами госконтрактов по ГОЗ являются с одной стороны — государство в лице непосредственно органов власти, министерств и ведомств и подучетных им учреждений, с другой — оборонные предприятия и прочие фирмы с лицензией ФСБ на гостайну, которые предоставляют товары, работы и услуги для нужд вышеперечисленных заказчиков для выполнения гособоронзаказа.
Подробнее: Изменения в Положение о закупках в сфере ГОЗ
Конечно, к уголовной ответственности невозможно привлечь само предприятие (санкции возможны только в отношении человека). Поэтому наказание грозит должностным лицам, выполняющим управленческие функции в коммерческой организации или некоммерческом предприятии или организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции (как постоянно, так и временно, в том числе в результате делегирования полномочий). Иными словами, к ответственности привлекут руководителя либо его заместителей, в результате решений которых стало возможным нарушение условий госконтракта.
Примечательно, что для руководителей государственных органов и ведомств, а также для муниципальных органов власти ответственность по данной статье не наступает (об этом отдельно указано в примечании к статье).
В чем проблема
Как это бывает при поспешном принятии новых статей, формулировки делают возможным уголовное преследование вообще за любые нарушения госконтрактов ГОЗ. Учитывая жёсткость наказания, возможны серьёзные перегибы с применением данной статьи при производстве по таким делам.
Это уже стало предметом обсуждения с участием бизнес-омбудсмена Б.Титова, который обратился к генпрокурору с просьбой уделить внимание уголовным производствам по фактам нарушения госконтрактов в сфере гособоронзаказа.
Подробнее: Прокурорские проверки исполнителей гособоронзаказа
В частности, в примечании к статье сказано, что руководитель предприятия, нарушившего условия договора, может быть освобожден от уголовной ответственности по ч. 1 ст. 201.2 УК РФ, если ущерб не превышает 5% от суммы контракта и составляет менее 5 млн. рублей и если он добровольно устранил нарушения контракта. Однако основная доля дел по указанной статье связана с нарушением сроков исполнения контракта, т.е. подсчитать сумму ущерба и устранить нарушения сроков здесь не представляется возможным.
Это значит, что субъекты лишаются права на прекращение уголовного преследования по данному основанию, даже если нарушение было чисто формальным и не повлекло существенного вреда. Сюда же попадают случаи нарушения сроков, которые зависят не только от управленческих решений исполнителя, например, поставки продуктов (овощи, фрукты), которые во многом зависят от погодных условий, урожайности, а также логистики на территориях с затруднённым доступом.
Еще одна проблема — отсутствие в статье УК на умысел как субъективную сторону преступления. То есть, наказание может «прилететь» даже за неосторожное нарушение. Это видится не совсем корректным, особенно в условиях часто меняющихся требований к ГОЗ, а также в условиях все новых санкций: зачастую обстоятельства меняются настолько быстро, что невозможно что-то гарантировать или предвидеть заранее.
Скорее всего, после первой судебной практики по таким делам статью УК придется скорректировать. Из-за отсутствия конкретики возможны излишние санкции к руководству предприятий, что подорвет и без того сложную ситуацию с исполнением государственного оборонного заказа.