По статистике 2018 года, совокупная стоимость поставок, выполненных по засекреченным госконтрактам, составила 2,4 триллиона рублей (официальные данные Минфина). Это 57 717 контрактов = 35% от всех госзакупок, проведенных по правилам ФЗ-44.
Как правило, государственные и муниципальные органы засекречивают свои закупки, если они связаны (прямо или косвенно) с обеспечением обороноспособности. В некоторых случаях к категории государственной тайны могут отнести поставки, никак не относящиеся к военной или правоохранительной сфере, однако разглашение информации о них признано нежелательным для интересов государства. Зачастую в условиях контракта указано, что исполнителем может быть только фирма с лицензией ФСБ на гостайну.
Как ни странно, крупнейшими заказчиками оказались предприятия, на первый взгляд далёкие от оборонной сферы: Мосметро, Управление дорожно-мостового строительства и «Роскосмос». Представители ведомств предпочли не комментировать причину подобной секретности. По словам военных экспертов, такая ситуация могла возникнуть из-за того, что цель закупок где-то пересекается с интересами Минобороны.
Однако есть и другое мнение: специалисты в бюджетном планировании считают, что государство излишне перестраховывается, засекречивая закупки, которые хоть и проводятся по инициативе «оборонки», но с обороноспособностью никак не связаны. Например, закупки бытовых товаров, материалов и оборудования для систем здравоохранения, обучения или ЖКХ в военных частях, образовательных учреждениях, закрытых административных объектах. Секретить подобные закупки нет необходимости, однако здесь госзаказчик сам определяет, какие сведения отнести к гостайне (разумеется, руководствуясь законодательством о гостайне).
Есть и другая точка зрения, связанная с санкциями против отдельных организаций и граждан РФ. Фирмы, которые сотрудничают с организациями из «санкционного списка», автоматически лишаются возможности экспортировать товары в ряд стран, поддерживающих санкции. Если они хотят сохранить право на экспорт продукции, им лучше не компрометировать себя сотрудничеством с российской «оборонкой». Чтобы не лишиться выгодных поставщиков, госорганы и ведомства секретят свои контракты, в том числе с целью скрыть своих исполнителей.
Крупнейшие заказчики — гражданские компании
Управление дорожного и мостового строительства и Московский метрополитен — крупнейшие «засекреченные» госзаказчики. Они заключили контрактов на общую сумму 250 миллиардов рублей.
Закрытый характер госзакупок этих игроков можно объяснить тем, что для выполнения контрактов исполнителям требуется доступ к секретным сведениям: например, для строительства трасс и путепроводов часто необходима топографическая и геодезическая информация (эти сведения отнесены к гостайне), в частности, координаты объектов, имеющих стратегическое значение, по которым можно наводить высокоточное оружие (а это уже прямая угроза безопасности).
Метрострой также использует в заказе секретные данные, т.к. при проектировании и прокладке подземных веток необходимо учитывать характер и расположение других линий и коммуникаций, секретных подземных объектов. Напомним, что существуют резервные и эвакуационные линии метро, закрытые линии для перемещения первых лиц государства (проект «Метро-2»), информация о которых относится к государственной тайне. Однако и само по себе метро можно считать стратегически важным объектом.
Самый «дорогой» госзаказчик, секретивший свои закупки — это «Роскосмос» (сумма контрактов составила 153 млрд. рублей). На вопросы корреспондентов о необходимости засекречивать столь объемные заказы представители ведомства не ответили.
Представители Минобороны пояснили, что вряд ли подобное деление крупнейших заказчиков Минфина можно считать объективным, т.к. госзакупки в сфере обороноспособности имеют специфику: как правило контракт достается единственному поставщику, который привлекает для исполнения контракта субпоставщиков.
Хотите получить лицензию ФСБ или купить готовую фирму с допуском к государственной тайне? Звоните!