В конце 2020 года вступил в силу закон, которым отдельные группы чиновников и сотрудников силовых ведомств отнесены к особо защищаемым лицам. Теперь появилась возможность засекречивать их персональные данные, обеспечивать личной охраной и проводить иные мероприятия, защищающие от попыток причинения вреда жизни, здоровью, репутации и т.д. Официальная причина принятия такого закона — защита силовиков от посягательств, которые вероятны в связи с выполняемыми ими обязанностями. Однако юристы полагают, что это позволит скрывать факты коррупции и превышения должностных полномочий, а также увеличит количество дел о разглашении государственной тайны. Каким образом?
Статья по теме: Ответственность за нарушения, связанные с гостайной
Кто подлежит особой защите
Новые возможности по защите силовиков и отдельных чиновников появились после внесения поправок в закон «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов». Категории защищаемых лиц определяются либо выполняемыми функциями, либо принадлежностью к определенному ведомству.
1 группа: федеральные судьи, сотрудники ФСИН и ФСБ, прокуроры, судебные приставы, работники Следственного комитета и ФССП, ФАС и ФСО, сотрудники таможенных органов и ФНС, Счетной палаты и Росфинмониторинга. Перечень не является исчерпывающим: закон оставляет правительству право расширить перечень лиц, подлежащих особой защите, включив в него государственных и муниципальных служащих.
2 группа: сотрудники, проводящие оперативно-розыскные мероприятия, военнослужащие Минобороны, Росгвардии и внутренних войск МВД, которые принимают участие в охране общественного порядка, противодействии терроризму, выявлении и задержании вооруженных преступников. Также подлежат защите сотрудники СВР, участвующие в спецоперациях и работники контрольных органов при Президенте РФ.
3 группа: родственники вышеуказанных категорий лиц, а также лица, родственниками не являющиеся, но имеющие для защищаемых лиц особую значимость в силу сложившихся личных отношений.
Личная информация станет гостайной
Защита силовиков и чиновников в случае угрозы жизни, здоровью или имуществу может заключаться в предоставлении охраны, выдаче оружия и других средств самообороны. При необходимости им могут сменить документы, место жительства и даже внешность. Однако особую надежду власти возлагают на засекречивание персональных данных и личной информации защищаемых лиц и их близких. Технические детали обеспечивает ФСБ.
Законодатели считают, что данные меры оправданы для обеспечения безопасности силовиков и чиновников — в силу их профессиональной деятельности в адрес их и членов семьи часто звучат угрозы.
Статья по теме: Военнослужащим запретят рассказывать о своей работе
Однако есть риск, что такие меры будут применяться безосновательно даже при отсутствии реальной угрозы. Это удобный способ воспрепятствовать проведению столь популярных «антикоррупционных расследований», когда в открытых базах данных при желании можно найти личные данные и информацию об имуществе и взаимоотношениях чиновников и третьих лиц. Вопрос обеспечения защиты решается руководителем ведомства, и уже высказаны намерения обеспечивать безопасность сразу при назначении на должность. То есть, угроз еще нет, но меры защиты уже «включены».
По сути, закон закрепляет уже существующую практику, когда засекречивается информация о лице и гражданах, которые (по мнению данного лица) нуждаются в особой защите. Таким образом, открытые сведения становятся закрытыми, шифруются или изымаются из открытых баз данных, а их разглашение приравнивается к разглашению государственной тайны.
Как это выглядит на практике?
Например, Росреестр указывает вместо ФИО собственников недвижимости случайный набор букв и цифр. До внесения поправок в закон каждый запрет на доступ к данным приходилось обосновывать, теперь это не обязательно.
С личной информацией сложнее — она разбросана по различным реестрам, базам данных госорганов (в том числе в общем доступе) и частных компаний. Например, сведения есть у банков, операторов мобильной связи, школ и детских садов, медицинских учреждений и прочих организаций, услугами которых защищаемое лицо пользовалось хотя бы раз. ФСБ придется учитывать это многообразие возможных источников, отслеживать сведения, уведомлять держателей реестров и баз данных (в том числе зарубежных) о необходимости скрыть или изъять информацию из открытого доступа.
Получить доступ к такой информации могут лишь те, кто имеет соответствующий допуск — сотрудники госорганов или фирмы с лицензией ФСБ и лишь при наличии веских оснований. Любые попытки получить или передать сведения о защищаемых лицах другим способом будут считаться тяжкими преступлениями и могут быть квалифицированы как незаконное получение сведений, составляющих гостайну, госизмена или шпионаж.