КАСЛ ЦЛС «Прогресс» — Телеграм КАСЛ ЦЛС «Прогресс» — WhatsApp
ВК
WhatsApp
Telegram

Основные способы ограничения конкуренции в госзакупках

Недобросовестное ограничение конкуренции в госзакупках

Смысл госзакупок в том, чтобы заказы распределялись между исполнителями конкурентным способом, а сами заказчики имели возможность выбирать того, кто лучше и дешевле выполнит заказ. В сфере работы с гостайной ограничения логично дополняется требованием о наличии у фирмы лицензии ФСБ. Однако даже при таком ограничении конкуренции заказчики тоже не брезгуют манипуляциями для допуска к контракту «своего» исполнителя.

Теоретически вмешиваться в конкурентную борьбу запрещено. На практике, у заказчиков ещё на этапе разработки требований есть много возможностей добиться того, что тендер выиграет «нужная» компания. Анализ практики ФАС и судов показал, что самыми распространёнными способами ограничения конкуренции за последние два года стали манипуляции при заполнении информации о закупке на ЭЦП, излишние требования к кандидатам и необоснованные условия к документации.

Заполнение информации на тендерной площадке

Цель на данном этапе — сделать так, чтобы госзакупку нашло как можно меньше потенциальных участников. В идеале — только нужный исполнитель. Для этого в названии тендера намеренно делается ошибка, опечатка, неправильное или сокращённое название, о которой известно лишь одному участнику. Именно он и подаст заявку. Если же необходимо создать видимость честной конкурентной борьбы, к участию приглашается ещё один участник, который либо заведомо проигрывает, либо уклоняется от заключения контракта. Подобные картельные сговоры характерны для дорогих госзакупок, особенно распространены в сфере строительства и поставки лекарственных средств.

Еще один способ — не использовать в названии привычных слов. Например, вместо слова «реставрация» указать, что требуются работы по восстановлению ОКН — это автоматически отсекает подрядчиков, которые ищут тендеры по привычному слову.

В качестве решения проблемы можно использовать поиск по всем возможным словосочетаниям либо воспользоваться одним из сайтов-агрегаторов госзакупок: они позволяют настраивать гибкие фильтры и подписываться на информацию о тендерах определенных заказчиков или по определённым параметрам.

Требования к подрядчику

В этом случае в условиях госзакупки указывают список требований, которым заведомо соответствует только одна компания. Такие тендеры еще называют «написанными под исполнителя». Принцип соответствует названию: требования прописаны настолько подробно, и их так много, что всем условиям соответствует лишь одна компания. Условия могут касаться сотрудников компании, определённых параметров автопарка, режима работы, сроков исполнения и т. д.

Вариантом такого ограничения конкуренции в госзакупках является установление требований, заведомо невыполнимых участниками, за исключением нужной компании. Например, в ФАС рассматривалась жалоба на заявку, где в качестве обязательного требования к участнику было указано наличие опыта сотрудничества с заказчиком. Учитывая, что данный заказчик всегда работал лишь с одной фирмой, нетрудно догадаться, кто получил бы очередной контракт.

Другая ситуация: установление формальных условий, которые отсекают большую часть потенциальных исполнителей. Например, по ряду жалоб на необоснованные требования об опыте участия в госзакупках суды указали, что установление такого критерия оценки участников является предоставлением преимущества участникам с опытом госзакупок перед участниками, такого опыта не имеющими, однако обладающими опытом и ресурсами для реализации подобных проектов без участия в тендерах.

Стоит отметить, что в ряде случаев такое требование обоснованно и даже закреплено в нормативно-правовом акте. Постановление Правительства РФ от 04.02.2015 г. № 99 предъявляет особые требования к участникам, претендующим на выполнение работ и услуг, требующих особой квалификации (указаны в Приложениях 1 и 2 к Постановлению). Так, например, к подобным работам относятся:

  • капитальное строительство, реконструкция и снос капитальных строений, если стоимость услуги превышает 10 миллионов рублей;
  • оказание транспортных услуг, связанных с военными морскими и речными перевозками;
  • оказание услуг, связанных с эксплуатацией, обслуживанием и ремонтом железнодорожного подвижного состава, находящихся в ведении Минобороны и ему подведомственных организаций;
  • все виды гособоронзаказа, в том числе в сфере ВВТ, а также поставки отдельных видов товаров из специальных классификаторов, если стоимость закупки последних превышает 50 миллионов рублей.

Как видите, между особыми требованиями к подрядчику и необоснованным ограничением конкуренции в госзакупках разница почти незаметна. Понятно желание заказчика отдать контракт самому надёжному исполнителю, однако манипуляции с допуском и выбором поставщика законодательно запрещены, и с этим придётся считаться. Для большего контроля обоснованность закрытых способов госзакупок дополнительно проверяется и утверждается контролирующими органами.

Требования к товару

Самое распространённое нарушение — указание излишне конкретных требований к товару, вплоть до фирмы-производителя, упаковки и способа фасовки. Цель — сузить круг возможных поставщиков до нескольких, выгодных заказчику. Самая распространённая сфера подобного злоупотребления — поставка медицинских изделий и фармпрепаратов.

Другой приём — необоснованное укрупнение госзакупки с помощью объединения в одном заказе нескольких видов работ. Так, суд указал, что указание в одной и той же закупке проектных и строительных работ необоснованно сужает круг исполнителей, способных выполнить обе услуги. Составление проекта и строительство — разные рынки, и на каждом из них есть достойные подрядчики, способные качественно выполнить одну из работ.

Неполная или искажённая документация

Законодательство требует, чтобы госзаказчик при публикации заказа размещал на площадке полную информацию об объекте закупки. Это позволит потенциальным исполнителям оценить свои возможности и предложить цену.

Манипуляция заключается в том, что заказчик намеренно не размещает полную документацию к заказу. Особенно это характерно для сложных или составных объектов поставки, когда спецификации к товару, технические и эксплуатационные характеристики составляют десятки и сотни страниц. Основной расчёт на то, что такой «непонятный» тендер проще проигнорировать, нежели запрашивать разъяснения и уточнения. Большинство лишних исполнителей пройдут мимо, а участие примут лишь те компании, которым известна вся информация по закупке, в том числе, и скрытая от публикации в ЕИС.

Другой способ отсечь участников — разместить часть документации в нечитаемом виде. Например, списки характеристик или чертежи в виде плохо отсканированного документа PDF-формата. Формально заказчик исполнил требование, поэтому обжаловать подобный способ ограничения госзакупки практически невозможно. Даже суды встают на сторону заказчика, указывая, что участники вправе и обязаны в данном случае требовать разъяснений. Иная позиция у высших судов: они неоднократно указывали, что размещённая информация должна быть исчерпывающей и давать полное представление об объекте закупки без дополнительных запросов со стороны участников.

Как видим, способов ограничения много, но их легко преодолеть, если быть внимательнее и настойчивее. Хотите получить лицензию ФСБ на гостайну для участия в закрытых госзакупках? Звоните, поможем получить!

Бесплатная консультация по всей России

Работа с лицензиями ФСБ весьма специфична; это сложные процессы, требующие глубоких знаний и опыта, нюансов — множество. Если у вас остались вопросы, проконсультируйтесь с нашими специалистами: это быстро, бесплатно и профессионально!