Мы уже писали о том, что обязательным условием участия в ряде госзакупок является наличие успешного опыта выполнения подобных контрактов. Такое требование чаще всего выдвигается для строительных госзакупок и других дорогостоящих тендеров.
Подробнее: Подтверждение опыта в госзакупках по 44-ФЗ
Однако некоторые заказчики пытаются использовать данное условие для необоснованного ограничения конкуренции, «оснащая» его дополнительным требованием. УФАС счёл это незаконным, и суд подтвердил правоту антимонопольного органа.
Успешный — значит без неустоек?
В качестве примера можно привести дело, недавно рассмотренное недавно Арбитражным судом Волго-Вятского округа.
Организация установила в качестве критерия оценки заявок требование: наличие успешного опыта исполнения аналогичных контрактов без взыскания неустоек и штрафов с подрядчика. По мнению заказчика, он вправе устанавливать нестоимостные условия оценки поступающих предложений самостоятельно в зависимости от своих нужд.
УФАС сочла требование об отсутствии неустоек нарушением тендерного законодательства, указав, что подобное условие не позволяет выявить лучшее предложение среди участников.
Заказчик обжаловал решение УФАС в суде, где первая и апелляционная инстанция сочли требования ведомства незаконным и встали на сторону учреждения. Однако антимонопольная служба обжаловала решение в кассационном порядке, и суд разъяснил следующее.
Мнение суда
Кассационный суд указал, что требование об отсутствии неустоек при исполнении контрактов не позволяет выявить наилучшие условия, а значит, является неправомерным, так как установление условий служит именно определению поставщика, способного выполнить контракт на наиболее выгодных условиях. Это ограничивает возможность получить максимум баллов при оценке заявки.
Наличие неустоек и штрафов при исполнении предыдущих контрактов отнюдь не означает отсутствие необходимого опыта в выполнении работ, являющихся предметом контракта. Требование заказчика о неустойке можно оспорить в судебном порядке, и на момент подачи заявки на следующий тендер такой иск может находиться еще в процессе рассмотрения, то есть, законность и обоснованность требования о взыскании штрафных санкций может быть под вопросом.
Суд обратил внимание на два момента:
- 1. Отсутствие штрафов и неустоек не равно успешному опыту выполнения аналогичных контрактов. Успешность исполнения связана с достижением результата, который заказчик ожидал увидеть по окончании исполнения заказа.
- 2. Наличие штрафов и неустоек не означает отсутствие успешного опыта у потенциального подрядчика, так как любое требование штрафных санкций может быть оспорено в судебном порядке и на момент оценки заявок решение по данным требованиям может быть еще не принято.
Вышестоящий суд отменил предыдущие судебные решения и «засилил» мнение УФАС. Таким образом, при оценке предыдущего опыта исполнения подобных контрактов запрещено требовать отсутствия штрафных санкций по ним, так как они не являются мерилом успешности или неуспешности опыта потенциального исполнителя, а значит, мешают выбрать наилучшее предложение.
Мы помогаем выбрать и купить фирму с лицензией ФСБ на гостайну, которая подходит для участия в закрытых госзакупках и соответствует всем требованиям заказчиков. Обращайтесь!