В ряде госзакупок сейчас действует правило: приоритет отдается товарам отечественного производства, либо произведённым в странах ЕАЭС. Для разных видов госзакупок национальный режим применяется по-разному, однако с 1 октября 2023 года планируется ряд изменений, которые упростят работу для заказчиков по ФЗ-44 и ФЗ-223, а также ужесточат ответственность за несоблюдение нацрежима.
Как сейчас
Для госзакупок, регулируемых Федеральным законом № 44-ФЗ, действуют следующие правила при оценке заявок поставщиков:
- если есть предложения о поставке российских товаров или товаров из стран-производителей ЕАЭС, поставщики импортной продукции к закупке не допускаются;
- допуск импортных товаров возможен только в определённых случаях (они ограничены);
- более выгодные условия участия для поставщиков отечественных товаров и товаров из стран ЕАЭС при равных вводных с поставщиками импорта;
- предусмотрена минимальная доля, которая отводится для закупок товаров российского производства.
Обязанность применять национальный режим зависит от вида товара и его ОКПД: если он упомянут в соответствующем приказе или постановлении, заказчику придётся установить особые правила закупки. Исключение из этого правила касается двух случаев:
- закупка входит в число исключений (перечни таких случаев постоянно обновляются вслед за санкциями);
- закупка проводится в интересах силовых структур (как правило, они проводятся в закрытой форме, и для участия в них требуется получение лицензии ФСБ).
Подробнее: Все закупки силовиков засекретили: что нужно, чтобы принять в них участие
Для госзакупок, осуществляемых по Федеральному закону № 223-ФЗ, правила нацрежима предусматривают:
- установление преференций для товаров российского производства;
- минимальную долю отечественных товаров, которую заказчики обязаны закупить за год.
С введением санкций и переходом на ускоренное импортозамещение в правила национального режима в госзакупках внесли изменения:
- расширен перечень товаров, не подпадающих под запрет импорта, при этом разрешили не применять запреты импортных поставок согласно постановлению № 616.
- ввели принцип отбора заявок «второй лишний», который позволяет отклонить «импортную» заявку при наличии хотя бы одной заявки о поставке отечественной продукции. Упростили процедуру подтверждения страны происхождения товара (теперь можно просто указать его реестровый номер).
- при госзакупках электроники внедрили трёхуровневую систему отбора поставщиков, которая делит всю продукцию на отечественную, с зарубежными комплектующими и полностью импортную. Скорректировали перечень радиотехнического оборудования, который подпадает под ограничения постановления № 878.
- изменили лимит закупок российских товаров, который обязаны соблюдать госзаказчики по всем видам закупок.
Как будет с 1 октября
Национальный режим будет одинаково действовать для всех типов закупок. Заказчикам по 223-ФЗ придётся помимо преференций и минимальной доли «отечественных закупок» соблюдать новые для них правила:
- запрет на приобретение импортной продукции, в том числе замену отечественного товара на зарубежный даже в случае лучших характеристик последнего;
- ограничение на покупку импортной продукции по правилу «второй лишний», то есть, при наличии хотя бы одной заявки поставщиков отечественных товаров придется выбрать его;
- льготные условия для российских поставщиков — их цены будут виртуально ниже на 15 %, что вынудит продавцов импорта либо снижать цены, либо отказаться от участия в таких закупках.
Эти правила будут применяться не только в конкурентных видах закупок, но и при закупке у единственного поставщика.
Что касается соблюдения минимальной доли отечественной продукции в закупках каждого заказчика, последние обязаны отчитаться о соблюдении лимита до 1 февраля года, следующего за отчётным.
Ужесточение штрафов за несоблюдение нацрежима
Минпромторг призвал усилить контроль и повысить ответственность заказчиков за нарушение правил национального режима в госзакупках. Предложено увеличить суммы уже существующих штрафов, а также ввести новые, например, за неразмещение информации о закупке отечественных товаров по Федеральному закону № 223-ФЗ.
Сейчас госструктуры, работающие по 223-ФЗ, рискуют получить штрафы:
- ч. 7 ст. 7.32.3 КоАП — за нарушения при публикации извещения с нарушениями правил от 2 до 3 тысяч рублей с ответственного должностного лица и 5–10 тысяч рублей с юридического лица;
- ч. 8 ст. 7.32.3 КоАП — за предъявление незаконных и необоснованных требований к участникам закупки от 2 до 3 тысяч рублей с ответственного должностного лица и 5–10 тысяч рублей с юридического лица.
Для заказчиков, работающих по 44-ФЗ, действуют следующие санкции:
- ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП – за публикацию извещения с нарушениями правил нацрежима — 3 тысячи рублей с руководителя организации-заказчика;
- ч. 7 ст. 7.30 КоАП – за выбор победителя торгов в нарушение установленных требований — 50 тысяч рублей с сотрудника, ответственного за закупку.