Ранее мы уже писали о возможных проблемах в сфере работы с российской «оборонкой», коснулись основных и самых частых вопросов, возникающих при размещении и выполнении гособоронзаказов.
Сегодня расскажем о двух других болезненных темах в сфере ГОЗ: праве на результаты интеллектуальной деятельности в рамках выполнения госзаказов и рисках уголовной ответственности за нарушения в ходе исполнения обязательств.
Как охраняются интеллектуальные права
Вопрос судьбы результатов интеллектуальной деятельности в рамках госзаказа на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) стал особенно актуален в последние 2–3 года. Специалисты связывают это с более глубоким изучением исполнения ГОЗ со стороны контрольно-ревизионных органов. Правила управления правами на результаты интеллектуальной деятельности со стороны заказчика регулируются постановлением Правительства № 233. Сложность заключается в том, что интеллектуальные права документально фиксируются по ходу и результатам выполнения работ исполнителем, и если он вовремя не озаботился вопросом закрепления прав на РИД для последующей передачи заказчику, последний не сможет реализовать должным образом управление интеллектуальной собственностью. Практика такова, что данное нарушение — всегда следствие халатного подхода исполнителя к обязательствам в рамках ГОЗ.
Кроме непосредственно наращивания мощи нашей «оборонки» перед предприятиями стоит важная задача: вывести Россию на уровень инновационного государства, то есть, в системе ГОЗ должна наращиваться доля российских разработок, способных вывести страну на новую ступень военно-технического развития. И здесь кроется проблема:
По закону интеллектуальные права на все «оборонные» разработки принадлежат государству. Однако в рамках гособоронзаказа результаты НИОКР не только создаются с нуля, но и используются уже готовые запатентованные решения, созданные подрядчиками и субподрядчиками в рамках других проектов. Как быть с ними? Логика ГОЗ прямолинейна: все права на такие разработки тоже должны быть переданы государству в рамках оборонзаказа, ведь только так заказчик сможет в полной мере управлять результатом интеллектуальной деятельности в заявленных целях. На практике это приводит к тому, что главным исполнителям всё сложнее привлекать субподрядчиков со своими разработками, ведь так последние лишаются права использовать плоды своих трудов в коммерческих интересах после участия в госзакупке — все права на РИД в полном объёме переходят государству.
Получается парадокс: если генеральный подрядчик учитывает интересы компании с лицензией ФСБ, имеющей патент на разработку, он нарушает условия контракта. Если выполняет условия госзакупки — страдает сотрудничество с субподрядчиком. Пока единственный выход — максимально честно и прямо обсуждать все вопросы сотрудничества с соисполнителями в рамках ГОЗ, стараясь уравновесить интересы обеих сторон и соблюсти законодательство, причём делать это нужно ещё до заключения контракта.
Помимо конфликта интересов при исполнении гособоронзаказа при работе с результатами интеллектуальной деятельности остро стоят вопросы, касающиеся создания общего реестра интеллектуальных прав на разработки для ВТО, предоставления лицензий на их использование, выбора режима их охраны, фиксации и оценке таких прав, а также распределении и закреплении прав на патенты в рамках сотрудничества в военно-технической отрасли. Всё это требует переработки законодательства, поэтому в Правительстве РФ уже запланирована и ведётся деятельность по доработке НПА, регулирующих интеллектуальную собственность в рамках ГОЗ.
Уголовные дела
Ещё в 2017 году в УК РФ появились две статьи за ненадлежащее исполнение обязательств при выполнении гособоронзаказа: ст. 201.1 и ст. 285.1 Уголовного кодекса. Они предполагают более строгую ответственность по сравнению с базовыми нормами, однако не пользуются популярностью: за 2019 и 2020 год применены всего один раз. Зато ст. 159 УК РФ (мошенничество) более востребована в рамках ГОЗ: количество проверок и возбуждённых уголовных дел по ней за 2019–2020 годы увеличилось на 26 %.
Основные признаки таких преступлений: соучастие (сговор поставщика и заказчика), множественность обвиняемых (с обеих сторон), а также особенности процесса (в выявлении и расследовании таких преступлений принимают участие все силовые и надзорные ведомства).
Самые частые нарушения, влекущие уголовную ответственность, по статистике составили:
- необоснованное завышение НМЦК;
- невыполнение или ненадлежащее выполнение обязательств;
- нецелевое использование бюджетных средств;
- подписание актов приёма-передачи заранее, до фактического исполнения обязательств;
- завышение объёма работ;
- задействование фиктивных организаций в цепочке исполнителей.
Чтобы свести риски уголовной ответственности к минимуму, и заказчикам, и исполнителям нужно знать нюансы тендерных процедур и особенности работы с ГОЗ.
Мы помогаем оформить лицензию ФСБ на работу с гостайной и подготовиться к участию в госзакупках. Звоните!