Деловая репутация фирмы всё чаще становится решающим фактором при выборе поставщика в госзакупках, поэтому её вполне можно назвать нематериальным активом компании. Репутация складывается из нескольких факторов и в некоторых сферах её можно подтвердить официально путем сертификации.
Чаще всего требование положительной деловой репутации содержится в дорогих госзакупках, а также требующих доступа к секретным сведениями, составляющим гостайну. Получение лицензии ФСБ, хоть и требует тщательной проверки фирмы, но не гарантирует репутации надёжного поставщика товаров и услуг. Прежде чем проверять и подтверждать деловую репутацию, необходимо установить, в каких госзакупках такое подтверждение обязательно и как это сделать?
Из чего состоит деловая репутация
В общем виде репутация фирмы — это набор факторов, который формирует мнение о ней контрагентов, клиентов, общества. Для оценки репутации используют следующие критерии:
История фирмы. Сюда входит длительность существования компании, практика выполнения госконтрактов, объёмы продаж, обороты по счетам, и прочие показатели ведения бизнеса. Недавно созданное ООО с нулевыми налоговыми декларациями, без оборотов и выполненных контрактов вряд ли вызовет доверие потенциальных заказчиков. Поэтому для участия в закрытых госзакупках лучше купить готовую фирму с лицензией ФСБ на гостайну.
Законность деятельности.Оценке подлежит количество фактов привлечения к ответственности как самой компании, так и её руководителей, участников и ведущих менеджеров, результаты проверок, участие в «громких» скандалах и разбирательствах и т. д. Здесь имеют значение не только фактические обстоятельства дел, но и то, как фирма реагирует на предъявляемые претензии и обвинения, насколько открыто обсуждает ситуацию и ведёт диалог со СМИ.
Налоговая и кредитная история.Этот аспект работы фирмы интересует прежде всего финансовые и контролирующие органы. По тому, насколько закредитована компания, насколько добросовестно исполняет свои финансовые обязательства перед государством. Этот параметр косвенно свидетельствует и о финансовой устойчивости компании: если нет задолженностей по налогам и кредитам, фирма давно и успешно исполняет данные обязательства, значит она не является однодневкой и в бизнесе всерьёз и надолго.
Материальная база. Финансовый и материальный потенциал компании интересует будущих заказчиков больше всего. Она даёт понять, способна ли фирма своими силами выполнить контракт, на который претендует. В сочетании с историей ведения бизнеса можно предсказать итоги сотрудничества.
Кадры. Штатный состав руководителей и специалистов, а также их опыт работы и квалификация позволяет оценить возможности компании по выполнению контракта. В ряде случаев квалификацию сотрудников необходимо подтвердить аттестатами. Директор фирмы должен иметь действующий допуск к гостайне.
Имидж фирмы в бизнес-среде. Мнение о фирме, основанное на общедоступной информации из СМИ и интернет-публикаций, сложившееся среди контрагентов и партнёров.
Подтверждение деловой репутации
Оценка деловой репутации и её критерии установлены ещё в 2013 году постановлением Правительства РФ № 1085. Однако законодательно понятие пока нигде не закреплено. Поэтому вопрос, обязательно ли подтверждать деловую репутацию в рамках работы по 44-ФЗ и 223-ФЗ, до сих пор остаётся открытым.
При оценке участников госзакупки конкурсной комиссии предстоит беспристрастно оценить каждого претендента на основе единых критериев. В некоторых сферах законодательно установлены ГОСТы для объективной оценки, на основе которых работают центры сертификации деловой репутации — они выдают сертификаты соответствия опыта и деловой репутации критериям соответствующего ГОСТа. Стоимость одного сертификата около 100 тысяч рублей.
Помимо сертификата деловую репутацию можно подтвердить благодарственными письмами, дипломами за участие в проектах и конкурсах, грамоты фирмы или её сотрудников, кейсы и сведения о выполненных госзаказах, лицензии и разрешения на выполнение работ и услуг, требующих особого опыта и навыков и т. д.
Как расценивать требование о предоставлении сертификата соответствия опыта и деловой репутации тому или иному ГОСТу? Являются ли они обязательным условием участия в госзакупках?
Однозначного ответа пока нет, от компетентных органов поступают довольно противоречивые разъяснения.
По 44-ФЗ:13-й Арбитражный суд указал, что требование о предоставлении сертификата является правомерным. В то же время Минэкономразвития в своём письме разъясняет, что заказчик сам определяет требования к потенциальным исполнителям, в том числе, и наличие сертификата о деловой репутации, однако если такой сертификат отсутствует в пакете документов — это не является основанием для отклонения заявки.
По 223-ФЗ: закон не запрещает требовать документы в подтверждение деловой репутации. ФАС указал, что если такое условие есть, заказчик обязан указать конкретный перечень документов, которые должны входить в состав заявки, в противном случае у конкурсной комиссии появляется простор для манипуляций.
Нужна помощь для выхода на рынок закрытых госзакупок? Поможем оформить лицензию или приобрести готовую фирму с лицензией на гостайну. Звоните!