Сегодня коснёмся темы иноагентов, точнее, сбора и передачи информации о военной и военно-технической деятельности, которая не является государственной тайной, однако её попадание в руки представителей иных государств может причинить вред интересам России. Поводом для обсуждения послужил Перечень таких сведений, утверждённый Приказом ФСБ от 28.09.2021 г. № 379.
Подробнее: Не гостайна, но разглашать нельзя
Обсуждение Перечня велось уже задолго до принятия, мы об этом писали. После утверждения его Приказом ФСБ специалисты и рядовые граждане обратили внимание на расплывчатые формулировки и нестыковки при комплексном подходе к толкованию этих норм. А мы помним, что эффективность любого законодательства зависит от того, насколько ясны, понятны и выполнимы на практике его требования. Так вот: приказ ФСБ о сведениях, нежелательных для сообщения иностранцам, слегка добавил путаницы и создал предпосылки удобного расширительного толкования закона.
Что нового?
Проследим предысторию «института иноагентов». Начало положено ещё в 2012 году так называемым «законом Димы Яковлева», ст. 3 п. 1:
Основной критерий — получение финансирования или иного содействия из-за рубежа на деятельность, представляющую угрозу для РФ. Первоначально речь шла только о некоммерческих организациях, но в 2020 году появилась статья 2.1 Закона, которая обязывает физических лиц, под иностранным воздействием в виде финансовой, методической и иной помощи осуществляющих политическую деятельность или сбор сведений о военной и военно-технической сферах, становиться на учёт в Минюст в качестве лица, выполняющего функции иностранного агента. Полное определение выглядит так:
Здесь критериев уже три:
- работа ведётся по заданию представителей иностранных государств и при их поддержке, то есть, сбор информации идёт с заранее установленной целью;
- «заказчики» оплачивают или иным образом содействуют сбору информации;
- собираемые сведения могут причинить вред РФ в случае их получения представителями зарубежных стран.
Во исполнение данной статьи и принят Перечень, который наделал столько шума. По смыслу указанных норм ни закон, ни приказ ФСБ не вводят дополнительную цензуру и не запрещают публиковать сведения из перечня. Максимум, что грозит лицу за сбор информации и передачу её иностранцам — внесение в реестр иностранных агентов, которое можно обжаловать в суде.
Документ по теме:
Что испугало обывателей и не удивило специалистов
Люди, поверхностно знающие о гостайне и принципах засекречивания информации сразу сделали вывод: власти вводят режим секретности в отношении сведений, не являющихся гостайной. Такая вот информация секретная, но не совсем: собирать, анализировать и публиковать её в СМИ и в интернете можно, но передавать иностранцам нельзя.
Казус? На первый взгляд, да: ничто не помешает зарубежным спецслужбам увидеть опубликованные в интернете сведения и использовать для причинения вреда нашей стране. Получается, что любые сведения из перечисленных в Перечне ФСБ запрещено собирать и публиковать в открытом доступе?
Для разъяснения этого вопроса ФСБ РФ ещё в июле дала комментарии:
Ещё один вопрос возник у тех, кто занимается закупками в сфере гособоронзаказа: в документации каждой закупки содержатся сведения, так или иначе касающиеся военной и военно-технической сферы, при этом не каждая закупка засекречена (п. 30 Перечня). ФСБ поясняет, что данные вопросы не регулируются Перечнем и не относятся к компетенции ФСБ. Получается, что от службы безопасности требовалось разработать перечень сведений, которые могут быть использованы против РФ, — она его разработала. Остальные вопросы решайте сами. Скорее всего, будут скорректированы закупочные процедуры и требования к размещению документации в открытом доступе.
Итак, никто не засекречивает сведения, никаких дополнительных ограничений не вводят. Максимальная «санкция» за сбор и передачу (не публикацию!) информации — внесение в реестр иностранных агентов и последствия, с этим связанные (обязанность отчитываться о деятельности и расходах предоставленных средств).
При наличии признаков преступлений могут привлечь к уголовной ответственности за госизмену или шпионаж. Об этом мы уже писали: актуальная формулировка данных статей УК РФ и складывающаяся практика сами по себе создают некоторые проблемы, на которые Приказ ФСБ никак не влияет.
Статья по теме: Уголовная ответственность за преступления, связанные с гостайной
А проблемы будут? Будут!
Внесение в реестр иноагентов считается чем-то вроде клейма, не очень приятного и компрометирующего с налётом неблагонадёжности и подмоченной репутации. Люди не хотят попасть в число «иноагентов», а потому восприняли Перечень как ещё один список запрещённых тем для открытого обсуждения, публикации и сбора. Пример: комитет солдатских матерей заявил, что в свете принятия этого приказа прекращает почти всю свою публичную деятельность и будет работать только в направлении индивидуальных консультаций с родителями военнослужащих, ведь говорить о нарушениях в армии теперь запрещено! Вместе с тем, как таковой цензуры или запрета нет, ФСБ отказалась дополнять список конфиденциальной и секретной информации пунктами из Перечня.
Люди удивляются неопределённости: информация нежелательна для передачи иностранным государствам, но при этом может находиться в свободном доступе. Её нельзя собирать по заданию и за оплату представителей иных государств, но можно «если это обусловлено профессиональной деятельностью, продиктовано выражением гражданской позиции, чувством долга и т. д.» При этом критерием иноагента является не сам характер деятельности, а наличие заказчика на такой сбор и стимулирование его деньгами или иным содействием. Получается, что главное — не получать оплату от иностранцев.
Есть риск, что на практике органы безопасности будут неверно (точнее, расширительно) толковать статью 275 УК РФ о государственной измене в сочетании с Приказом ФСБ. Формулировка статьи УК РФ слишком тесно перекликается с названием Перечня, утверждённого ФСБ. А значит, формально разрешённая деятельность при определённых обстоятельствах легко может быть расценена как госизмена, ведь грань почти стёрта. Если правоприменители не станут углубляться в тонкости формулировок, возможны большие проблемы.
Чтобы законно работать с гостайной и участвовать в госзакупках, придётся получить лицензию ФСБ. Мы поможем выполнить все требования лицензирования и быстро оформить право работать с секретными сведениями. Звоните!