КАСЛ ЦЛС «Прогресс» — Телеграм КАСЛ ЦЛС «Прогресс» — WhatsApp
ВК
WhatsApp
Telegram

Купили ООО с лицензией ФСБ: что делать с сотрудниками?

Права работников при смене собственника ООО

При покупке готовой фирмы с лицензией ФСБ, которая уже не первый год работает на рынке и имеет штатных сотрудников, возникает вопрос о судьбе этих сотрудников после смены собственника. Некоторые владельцы предпочитают набрать собственный персонал с нуля, некоторые — сменить только директора, а остальных работников хотят оставить. Работники тоже преследуют свои интересы и не всегда хотят работать на нового собственника или принимать новые организационно-трудовые порядки. На что обратить внимание новому владельцу и сотрудникам при покупке готового ООО?

Что считается сменой собственника?

Чёткого определения в законодательстве нет. Чаще всего под сменой собственника понимают одно из двух:

  • передачу права собственности на имущество компании новому владельцу;
  • смену участников ООО в ходе купли-продажи фирмы — переход права собственности на уставной капитал компании.

При этом судебная практика показывает, что переход фирмы к новому владельцу не всегда расценивается как смена собственника предприятия, поскольку права на имущество находятся у компании, а не у учредителей или акционеров. С точки зрения трудовых отношений при таких изменениях трудовые права сотрудников не страдают, так как происходит реорганизация.

Тем не менее, в некоторых случаях суды признают сменой собственника реорганизацию в форме присоединения или слияния компаний. Учитывая, что такая схема передачи права на ООО довольно редко применяется при покупке готовой фирмы с лицензией на гостайну, мы не будем останавливаться на этом вопросе подробно.

Смена собственника ≠ изменение условий труда

Сама по себе реорганизация или смена собственника компании не являются изменением условий труда, которое считается основанием для расторжения договора с работниками.

Однако если на предприятии после продажи изменился режим работы, технологии производства, организационная структура, место работы заработная плата и прочее, суды признают это изменением условий трудового договора. В этом случае новый работодатель обязан предложить сотруднику, не согласному работать в новых условиях, другие вакансии в фирме (в том числе, с понижением в должности и зарплате), а если работник не согласится или в компании нет других вакансий — выплатить ему при увольнении средний двухнедельный заработок.

Все предложения, отказы и обсуждения вопросов работы в новых условиях должны фиксироваться письменно. Иначе не избежать трудовых споров в суде.

Увольнение руководителя и заместителей

В любом бизнесе на должности директора должен стоять «свой человек», на которого собственник полагается в принятии и реализации управленческих решений. Поэтому при покупке готового ООО в первую очередь стоит поставить на пост руководителя своего сотрудника с допуском к гостайне.

Ст. 75 Трудового кодекса прямо предусматривает право нового собственника уволить директора, его замов и главного бухгалтера в течение 3-х месяцев после оформления сделки купли-продажи компании.

При этом, при увольнении таким сотрудникам придётся выплатить 3 месячных заработка. Стоит учитывать, что в локальных актах могут быть заранее предусмотрены повышенные выплаты в данном случае, и новый владелец фирмы обязан их выдать.

Работа сотрудников в новых условиях

Согласно ст. 75 ТК РФ изменение владельца фирмы не будет являться основанием для расторжения договора с рядовыми сотрудниками, поэтому их трудовые функции останутся прежними (это гарантии трудовых прав работников).

Однако для многих специалистов имеет значение именно личность владельца компании, где они работают, его репутация, влияние на рынке, деловые качества и т. д. Если при смене владельца фирмы, изменении её подчиненности, а также при реорганизации трудовая функция или условия работы изменились, а работник отказывается работать в этой компании, собственник обязан действовать по схеме, описанной выше:

  • предупредить об изменениях за 2 месяца;
  • предложить работать на новых условиях или занять другие вакансии в компании, если сотрудник согласен, — подписать соглашение о работе в новых условиях;
  • при отсутствии вакансий или отказе сотрудника занять одну из имеющихся должностей — расторгнуть договор, выплатив сотруднику компенсацию за оставшиеся дни отпуска и двухнедельный заработок.

Иногда в ходе организационных изменений у работника меняется наименование должности, и он считает, что это автоматически является изменением трудовой функции. Однако здесь есть нюанс: функция и название должности — не одно и то же. Нужно смотреть на то, изменился ли объём обязанностей и ответственности сотрудника, характер деятельности, уровень зарплаты. Если ничего, кроме названия должности, не изменилось, оснований для расторжения договора нет.

Нужно ли сообщать работникам фирмы о смене её владельца?

Ни один закон не предусматривает обязанности сообщить сотрудникам о смене собственника бизнеса. Однако и не запрещает этого делать. Было бы справедливо дать эту информацию работникам, особенно в сферах, где личность владельца имеет значение при выборе места работы.

Однако сообщать о продаже фирмы в этом случае должен продавец, и желательно дать достаточный срок для того, чтобы работники приняли решение: работать дальше в этой компании или уйти.

С учетом специфики работы с гостайной мы предлагаем только чистые компании с лицензией ФСБ без сотрудников и помогаем с оформлением директора. Поэтому никаких проблем с работниками, судебных исков и жалоб в трудовую инспекцию не будет. Нужна надёжная фирма для участия в закрытых госзакупках? Звоните, поможем!

Бесплатная консультация по всей России

Работа с лицензиями ФСБ весьма специфична; это сложные процессы, требующие глубоких знаний и опыта, нюансов — множество. Если у вас остались вопросы, проконсультируйтесь с нашими специалистами: это быстро, бесплатно и профессионально!