В начале октября в ФАС прошла конференция, на которой обсудили проблемы закрытых госзакупок для нужд гособоронзаказа. В отличие от множества совещаний итогом данного обсуждения стал реальный план мер, которые уже в ноябре начали воплощаться в жизнь. Работа с закупками для «оборонки» превращается из вида госзаказа в самостоятельную отрасль со своими нюансами и правилами.
Среди основных проблем названы фактическое отсутствие конкурентной среды в ГОЗ, отставание законодательного регулирования, бумажный документооборот, контроль за эффективностью и обоснованностью ценообразования в сфере госзаказа в области ОПК, анализ ТЗ и поступивших заявок вручную.
Указанные проблемы можно решить только актуализацией законодательства. ФАС подготовила проект поправок, которые внесены в Госдуму на рассмотрение уже в ноябре. И ряд из них единогласно принят уже в первом чтении.
Ценообразование в гособоронзаказе
Обеспечение обороны и безопасности — одна из сфер, где государство не скупится и щедро оплачивает все потребности сферы. Однако это не значит, что власти готовы бесконтрольно тратить бюджетные средства и переплачивать втридорога. Для сравнения цен на однородную продукцию, работы и услуги, а также для создания их каталога для нужд гособоронзаказа предлагается создать единую автоматизированную информационную систему (АИС ГОЗ). По сути это общероссийский каталог товаров, работ и услуг, за актуальностью и работоспособностью которого будет следить антимонопольная служба.
Законопроект уже принят в первом чтении. Он состоит из двух частей.
Первая предполагает создание вышеуказанного каталога и информационной системы сравнения цен, а также устанавливает правовые основы его создания, ведения и использования. По замыслу авторов проекта, участники закрытых торгов получат возможность регистрировать начальные цены на продукцию единственных поставщиков, а также сформировать прогнозные и начальные цены на товары, работы и услуги.
Таким образом, несмотря на то, что участвуют в закупках только фирмы с лицензией ФСБ на работу с государственной тайной (а их услуги всегда дороже), «оборонка» сможет проводить закупки по ценам, приближённым к рыночным, иметь чёткую картину ценообразования, и сократить бюджетные расходы. Больше экономия — больше возможностей для закупок, необходимых ГОЗ.
Вторая часть проекта — создание ФСКП — системы каталогизации продукции для федеральных государственных нужд. По мнению авторов проекта, это необходимо для бесперебойного технического обеспечения ВПК от начала до конца: с момента разработки и производства и до поставки, наладки и эксплуатации в ВС РФ. Каталог будет содержать сведения о разработчиках, производителях, условиях эксплуатации и характеристиках образцов оружия, специальной и военной техники.
Мотивация рублём
Регулирование цен, расходование и получение средств также нашли отражение в законодательстве, причём Правительство РФ заложило дополнительную мотивацию для эффективной работы как заказчиков, так и исполнителей.
Теперь предприятиям выгодно сокращать издержки, искать возможности получить дополнительную прибыль — согласно ПП № 1465 сэкономленные и дополнительно полученные средства останутся в распоряжении предприятий. Есть стимул для того, чтобы повышать эффективность работы, в том числе, в госзакупках для нужд обороны и безопасности.
В целом помимо упорядочивания ценообразования, исключения спекуляций и разработки единого каталога для ГОЗ, цель антимонопольной службы на данном этапе — создать конкурентную среду в сфере гособоронзаказа, чтобы несмотря на ограничения и особенности этой сферы закупок создать условия, приближённые к рыночным.
Документ по теме:
Хотите работать с гособоронзаказами? Мы поможем подготовить вашу компанию, получить лицензию ФСБ и рассказать обо всех нюансах работы с закрытыми тендерами. Звоните!