В отношении ряда предприятий, связанных с российским ВПК, введены санкции стран Евросоюза и США, а также некоторых других государств. За сотрудничество с такими компаниями контрагентам грозят последствиями: штрафами, приостановлением сотрудничества и расторжением контрактов. Государство же заинтересовано в том, чтобы подрядчики продолжали работать с госсектором, поэтому ввели своеобразные меры поддержки: льготы и послабления для исполнителей госконтрактов, а также ответственность за отказ от сотрудничества.
Среди клиентов фирм с лицензией ФСБ таких заказчиков особенно много. Мы уже писали о том, что для защиты от санкций за сотрудничество с российской «оборонкой» государство полностью засекретило госзакупки силовых ведомств, предприятий прямо и косвенно связанных с ВПК, а также научно-исследовательских институтов, где ведутся разработки для отрасли ВВТ. Закрытые госзакупки не публикуются в ЕИС, данные о них отсутствуют в открытом доступе, для их учета ведётся закрытый реестр контрактов.
Подробнее: Скрытые закупки: как избежать санкций за сотрудничество с ВПК
Однако если фирма работает и с российскими, и с зарубежными контрагентами, стоит заранее выяснить, что грозит исполнителю за сотрудничество с заказчиками под санкциями и за отказ от сотрудничества с ними.
Виды санкций
Санкции — это ограничения финансовой и торговой деятельности фирмы, вводимые с целью наказать за определённые действия и (или) сподвигнуть к определённым действиям. Например, к отказу от выполнения государственного заказа, к выводу или сокращению инвестиций в определённую сферу, к переводу бизнеса в другую юрисдикцию и т. д. Чаще всего механизм экономических санкций используется в международном взаимодействии.
Санкции бывают секторальными (ограничивают или прекращают финансовые вливания в определённую сферу) или блокирующими (запрещающими сотрудничать с организациями, внесёнными в санкционный список). Запрет может распространяться на заключение контрактов, поставку товаров или оплату поставок, в том числе, по уже заключённым контрактам.
Итак, если западные страны, вводящие санкции, уличат российского контрагента в сотрудничестве с заказчиком из санкционного списка, в отношении такого исполнителя также вводятся санкции, закрывается выход на рынок таких стран, замораживаются активы и поставки по заключённым сделкам — в общем, компания теряет западный рынок и часть исполнения по контрактам.
Поэтому, если поставщик работает не только в России, но и на зарубежных рынках, перед выходом на рынок закрытых госзакупок и сотрудничеством с госсектором лучше заранее узнать, внесён ли ваш будущий заказчик в санкционные списки.
Как узнать, находится ли заказчик под санкциями
Страны, вводящие санкции, размещают информацию об этом и санкционные списки на официальных сайтах соответствующих ведомств. Например, для стран ЕС это сайт Совета Евросоюза, для Великобритании — сайт Министерства иностранных дел и международного развития, для США — сайт OFAC (Управление по контролю за иностранными активами).
В целом найти сведения о попадании компании в тот или иной санкционный список можно несколькими способами:
- на сайтах ведомств стран, вводящих санкции (указаны выше).
- на сайте ТТП РФ (Торгово-промышленной палаты), где размещается информация о вводимых ограничениях в отношении граждан и организаций России;
- в СМИ часто указывают, какие компании попали под санкции зарубежных стран и каких именно. Здесь важно убедиться, что данные актуальны на момент проверки, так как с момента выхода публикации санкционные списки могут быть уже обновлены;
- некоторые сервисы для проверки контрагентов включают в себя функцию проверки на нахождение под ограничениями со стороны других государств.
Важно учитывать один нюанс: даже если компания не находится в списке, однако принадлежит на 50 % и более гражданину или организации, входящей в санкционный список, санкционные ограничения также распространяются на такую организацию. Получается своеобразное наследование судьбы основного «подсанкционного» лица: последствия за сотрудничество с ним те же, что и за работу с санкционной компанией.
Последствия сотрудничества с заказчиком под санкциями
Если заказчик относится к госсектору, входит в перечень предприятий ВПК или иных стратегически значимых для РФ организаций, поставщик оказывается в двояко опасной ситуации (опасной с точки зрения ведения бизнеса, конечно):
- за сотрудничество с госзаказчиком в обход наложенных запретов и ограничений страна-санкционер может ввести санкции в отношении исполнителя контракта, взыскать штраф, а также наложить ограничения на вывод или получение средств за уже выполненные зарубежные контракты;
- за отказ от сотрудничества с российским заказчиком, находящимся под санкциями, предусмотрены меры, которые могут закрыть российский рынок госконтрактов для поставщика. Так, при отказе от заключения контракта победителя тендера с заказчиком в связи с введением санкций в отношении последнего данные о таком исполнителе вносятся в Реестр недобросовестных поставщиков, а это — фактически запрет на участие в других госзакупках, даже не связанных с ВПК.
При оценке целесообразности работы с заказчиком из санкционного списка стоит здраво оценить объём прибыли, который компания-исполнитель получает от российского и международного рынков. Стоит ли терять выход к госзакупкам, чтобы осталась возможность торговать с несколькими странами за рубежом, или пренебречь сделками с некоторыми иностранными заказчиками ради стабильного дохода от выполнения государственного заказа?
Тендеры, связанные с допуском к гостайне, отличаются сниженной конкуренцией и весьма высокими ценами. Мы помогаем оформить лицензию на работу с государственной тайной и подготовиться к участию в закрытых госзакупках.