Все заинтересованные покорением космоса люди восторженно следят за прорывными достижениями Илона Маска: запуск ракетоносителей, спутниковая сеть — и всё это заслуга частных компаний, пусть и при одобрении и поддержке государства. А что у нас? Оказывается, частный космический бизнес в России тоже есть. Но этих компаний не слышно и не видно, и особыми достижениями они похвастаться не могут. Причины — слишком мало денег и кадров, слишком много запретов и бюрократических препон, а государство вообще делает вид, что частного космического рынка нет.
А есть ли бизнес?
В конце июля 2020 года в Москве прошла международная конференция SATELLITE RUSSIA & CIS 2020, на которой представители стартапов из ракетно-космической отрасли и госструктуры «Роскосмос» обсудили перспективы российского космического рынка и возможность безопасно и продуктивно работать в этой сфере.
«Частники» сошлись на том, что пока государство не видит коммерческой прослойки отрасли и не признают её полноценным элементом российской экономики. Между тем, развитие коммерческого космического рынка возможно только при адекватном отношении со стороны государства как к равноправному.
Основные проблемы частных космических компаний уже озвучены выше: нехватка финансирования и специалистов, отсутствие поддержки со стороны государства, чрезмерная зарегулированность и контроль, между прочим весьма затратные в плане проверочных мероприятий. Совокупность причин и приводит к тому, что стартапы создаются, вроде бы планируют что-то сделать и разработать, но постепенно энтузиазм и деньги заканчиваются — и вот закрывается очередной бизнес, так и не добравшись до космоса.
Что может переломить ситуацию?
Деньги
Это первая и основная потребность подобных проектов. Нетрудно представить, сколько стоит самый простой космический проект (достаточно для сравнения изучить статистику финансирования проектов Роскосмоса, до того, как её засекретили). Стартаперы считают, что финансирование возможно в виде допуска к госзаказам в этой сфере, либо в виде прямой государственной поддержки, а также возобновления программы выдачи грантов. Разумным вариантом выглядит и поддержка крупных государственных предприятий (в первую очередь, — входящих в корпорацию «Роскосмос»).
Однако такая позиция представителей частного бизнеса довольно шатка. Прежде всего, нет ответа на вопрос: а зачем государству и, в частности, «Роскосмосу» вытаскивать и поддерживать на финансовом плаву какие-то частные предприятия? То, что стартаперы считают, что имеют право на равные условия выхода на рынок, и кто-то обязан их поддерживать — не находит отклика ни у государственных структур, ни у главного регулятора космической отрасли. Создается ощущение, что Роскосмос и сам со всей космической отраслью прекрасно справляется.
Излишнее регулирование
Другая проблема: слишком много условий и запретов на пути космического бизнеса. Представители одной из частных компаний допустили, что развитию могла бы способствовать отмена ряда ограничений и обязательных требований. Например, полагают, что нужно отказаться от военного представителя, обязательного требования о получении лицензии ФСБ, а также от Положения РК-11-КТ (оно определяет порядок создания, производства и эксплуатации космических комплексов).
Для работы с коммерческими или государственными проектами необходима лицензия, а также внедрение на предприятии системы менеджмента качества в соответствии с вышеупомянутым Положением. Главный документ, регламентирующий работу предприятия, имеет статус «для служебного пользования», другие необходимые стандарты тоже засекречены. Получается, что доступ к таким документам имеет лишь ООО с лицензией ФСБ на работу с государственной тайной, цена оформления которой может достигать пары миллионов рублей. Без неё не получится выполнить все требования, предъявляемые к разработчикам космических аппаратов и оборудования. Чтобы просто ознакомиться с документом — нужна лицензия. Чтобы внедрить все НПА на предприятии, может потребоваться помощь посредников, а это дополнительные расходы.
Нехватка кадров
Те же представители коммерческих компаний сетуют на то, что им не хватает качественных кадров. Вернее, не на что эти кадры финансировать. Многие специалисты охотно перешли бы в частный космический сектор и продолжили заниматься разработками, однако их смущают будущие зарплаты. Удивляются, что работая в коммерческой структуре можно столько получать.
Однако космические компании имеют огромный потенциал благодаря своим сотрудникам. Знаний, опыта и навыков работы хватает, как и энтузиазма. Не хватает денег, и в связи с этим «частники» полагают, что государство должно стимулировать развитие их сектора и участвовать в финансировании проектов.
Мнение другой стороны
Представители госсектора частично соглашаются с оппонентами в той части, где говорится о несовершенстве законодательства и излишней зарегулированности. Отмечают, что для инвестиций в проекты коммерческих компаний необходим чёткий и понятный бизнес-план, который покажет инвесторам реальную картину проекта и возможные перспективы. Без оформления множества бумаг составить мало-мальски внятный проект сложно, не говоря уж о его реализации. Нет бизнес-плана — нет денег. Нет денег — нет хороших кадров. Для финансирования частных проектов необходимо работать над законодательством: сделать правила более чёткими и убрать излишне строгие требования.
Несмотря на недостатки, в России тоже есть примеры продуктивного взаимодействия государства и частного космического бизнеса. Так, в 2019 году запущен портал закупки комплектующих и продукции для ракетно-космической промышленности, «дочка» Роскосмоса — АО «Главкосмос» осуществляет функцию интегратора (в том числе, запуски спутников) для ООО «Спутникс» (производитель компонентов), в числе других контрагентов — компании «СканЭкс», «Панорама», ЦИТ и т. д. Поэтому нельзя сказать, что частные компании ракетно-космической сферы совсем не имеют возможности для развития. Однако этого явно недостаточно, особенно когда видишь успехи заокеанских коллег.
Российские специалисты не считают, что на российской космической отрасли пора ставить крест. Есть шанс «догнать и обогнать» и США и Китай, при условии, что Роскосмос вспомнит о том, что он является не монополистом, а регулятором этой сферы и хотя бы немного приблизит права стартапов к возможностям госкорпорации. Талантливые разработчики, инженеры и руководители у нас есть, и планы у них весьма амбициозны. Особая ценность коммерческих компаний в том, что зачастую они имеют свежий «незамыленный» взгляд на решение задач, а значит, способны генерировать идеи, в том числе, для реализации их на государственном уровне. Кроме того, бизнес и государство в сфере космических разработок должны идти вместе по пути стратегического развития, а не предоставлять выгоду отдельным участникам рынка в ущерб остальным, закрывая возможности секретным статусом документов и ГОСТов, доступных лишь избранным.
Есть вопросы о лицензировании в ФСБ? Звоните, консультация бесплатна.