При задержании россиян в Белоруссии в ходе официальных переговоров представители КГБ чётко определили, что обнаруженные лица — представители российской частной армии или ЧВК Вагнера. Это уже стало именем нарицательным, которым обозначают всех вооружённых россиян, замеченных за границей.
С российской стороны заявляют: частной армии в России нет, есть лишь охранные предприятия, ЧОПы, частные охранные фирмы с правом ношения и применения оружия. Иные вооружённые формирования в частном секторе не предусмотрены, а задержанные — всего лишь охранники, ехавшие транзитом через Белоруссию. Кто прав? И на каком основании российские граждане носят военную форму и оружие за рубежом?
Частные военные компании вне закона
На самом деле, законопроекты о военных компаниях уже трижды пытались внести на рассмотрение в Госдуму. И все три раза окончились ничем. Хотя отрицать наличие подобных формирований уже невозможно, а создавшиеся подразделения и их деятельность остро нуждается в легализации и хоть каком-то законодательном регулировании, тем не менее власти достаточно вяло саботируют этот вопрос, предпочитая не замечать очевидного.
Попытка номер 1
Первый проект пытались «пробить» еще в 2012 году — депутат Митрофанов предложил принять закон «О государственном регулировании создания и деятельности частных военных компаний». В качестве обоснования актуальности было указано, что многие развитые страны (США, Израиль, Бельгия, Великобритания, ЮАР и другие), существенно увеличили присутствие своих частных военных компаний в иностранных государствах, и прежде всего это связано с охраной критически важных объектов (высокопоставленных лиц, военных объектов, учреждений и т. д.). Прогнозировался рост объёма таких услуг в 1,5 раза. А чем мы хуже? Депутат рассудил, что нам тоже нужна частная российская армия, и, разумеется, законодательное регулирование таковой.
Тем более, что предпосылки уже были, и по сути частная армия России уже действовала за рубежом: российские граждане охраняли объекты российских нефтегазовых компаний Газпрома, Роснефти и госкорпорации Росатом, суда при международных перевозках для защиты от пиратских нападений… Однако из-за того, что де-юре в России нет частных военных компаний, россиянам приходилось наниматься в частные армии других государств, и уже под их эгидой осуществлять охрану объектов. Получается, что Россия из-за законодательного пробела теряла огромные деньги, а россияне охраняли российскую собственность под юрисдикцией другой страны.
Однако законопроект даже не прошёл через профильный комитет и был отклонён через месяц.
Попытка номер 2
Ещё один проект о частной армии в России попробовали продвинуть в 2014 году, когда начались военные столкновения в Сирии. Тогда законопроект получил название «О частных военно-охранных компаниях». Предпосылками стало участие россиян в охране объектов добычи, хранения и транспортировки нефти: официально они действовали от имени частной гонконгской военной компании, а неофициально назывались ЧВК «Славянский корпус». Во время следования к объекту бойцы попали в засаду, им удалось уйти без потерь, однако в ходе боев один из частников потерял личные документы — и весь мир узнал, что на стороне Сирии действуют российские граждане. Итогом «вахты» за границей стало задержание всех охранников, а двух организаторов вояжа осудили по ст. 359 УК РФ за наёмничество.
Именно после этой истории, когда нехватка закона привела к серьёзным последствиям, и была предпринята вторая попытка легализации частной российской армии. Однако она снова провалилась. Причина: Минобороны не понравилось, что регулирование деятельности и надзор за частной армией в России предполагалось отдать ФСБ, а не военному ведомству. Именно Федеральная служба безопасности должна была следить за созданием частных военных компаний. ЧВК должны получить лицензию ФСБ, ведомство должно вести реестр таких компаний и контролировать их работу. Фактически, авторы проектов предлагали создать в России частную армию, но подконтрольную не военному ведомству, а ФСБ. Кроме Министерства обороны чрезмерное расширение полномочий ФСБ не понравилось и администрации Президента и Правительству РФ. Проект был благополучно похоронен «в стол».
Попытка номер 3
Третий законопроект должен был финишировать в Госдуме уже в 2018 году. На этот раз авторы учли все предыдущие причины отклонения инициатив и запланировали для частной армии в России иную подведомственность: если ранее это должны были быть военизированные аналоги фирмы с лицензией ФСБ, то теперь в качестве контрольно-надзорного ведомства планировалось Минобороны. Проект вроде бы понравился и законодателям, и Правительству, его предварительно поддержали и Министерство иностранных дел (им было бы намного легче объяснить участие россиян в частных военных компаниях при легализации таковых в России), и Министерство обороны (предполагалось, что ЧВК можно было бы привлекать на помощь войскам).
К этому времени все уже знали, что в Сирии находятся «гражданские» из России, которые не имеют к армии никакого отношения, однако используют оружие и ведут деятельность военизированных подразделений. Пока официально власти отрицали участие российских граждан в сирийской войне, в мире такие подразделения стали называть собирательным именем «ЧВК Вагнера».
Проблема нехватки законодательного регулирования уже тогда была очевидной, однако третий законопроект так и не поступил на рассмотрение в Госдуму. О нём больше не говорят. С 2018 года он замер «в столе» чиновников, и вряд ли будет доведён до рассмотрения в Госдуме — сейчас самое неподходящее время, чтобы признавать наличие частных военных компаний. Поэтому любые россияне, задержанные в иностранных государствах с оружием, по-прежнему будут вне закона. На сегодняшний день частной армии в России нет.