Помимо закрытых госзакупок, которые не размещаются на ЕИС и к которым есть доступ только у компаний с лицензией на гостайну, есть еще одна категория тендеров, скрытых от «лишних» поставщиков. Это закупки государственных организаций у взаимозависимых юридических лиц — тех, в которых доля участия заказчика составляет более 25%. Почти три года назад госкомпании получили возможность не афишировать такие закупки, не отчитываться по ним и фактически вывести их из-под контроля надзорных органов. Теперь такую льготу хотят отменить, «вывести из тени» закупки у взаимозависимых лиц и вернуть их в сферу регулирования 223-ФЗ и 44-ФЗ.
Предыстория
С 2015 года Россия взяла курс на импортозамещение в госзакупках (обязательное преимущество поставщикам всего отечественного, более строгие условия и требования для поставок зарубежного), а также на поддержку малого и среднего предпринимательства (установление обязательной доли закупок у представителей МСП, которая ежегодно увеличивается).
Требования стали обязательными для подавляющего большинства заказчиков и строго контролируются ФАС, прокуратурой и самими поставщиками. Чтобы не страдали от подобных ограничений государственные интересы, госкомпаниям оставили возможность закупать товары и услуги вне указанных ограничений, но только у взаимозависимых лиц.
Такая льгота позволяет не раскрывать информацию о видах и объемах госзакупок у поставщиков, в которых заказчик участвует в доле 25%+1 акция или владеет долей в уставном капитале ООО более 25%. Это значит:
- можно не обращать внимания на выполнение требований по импортозамещению;
- не нужно соблюдать обязательную долю закупок у представителей малого и среднего бизнеса;
- нет отчетов и контроля закупочной работы со стороны надзорных органов.
Регуляторы полагают, что подобная закрытость создает условия для ограничения конкуренции и других злоупотреблений со стороны заказчиков, причем эти явления затрагивают внушительный рынок: от 20 до 45% закупок госкомпании провели у взаимозависимых лиц.
Закрытой должна остаться только гостайна
Чтобы вернуть данную часть госзакупок под контроль и обеспечить должную конкуренцию и поддержку малого и среднего предпринимательства, депутаты и Минфин одновременно выступили с предложениями об ограничении возможности скрывать закупки у взаимозависимых фирм.
Депутаты предложили самый жесткий вариант: вовсе отменить особые условия для госкомпаний, вернуть их под регулирование общего законодательства о госзакупках. Таким образом их заставят выполнять требования по импортозамещению и поддержке малого предпринимательства.
Минфин же предложил оставить норму о взаимозависимых лицах, однако сократить возможность её применения до двух случаев:
- закупки у взаимозависимых дочерних предприятий при условии, что последние сами закупаются по 223-ФЗ (таким образом можно определить, какой объем товаров, работ и услуг поступил в неподконтрольную область взаимоотношений заказчика и его « дочки»).
- закупки у зависимых юрлиц для обеспечения единого производственного процесса (таким образом предприятия с вертикальной структурой смогут обеспечить сохранность коммерческой тайны).
Оба законопроекта обоснованы и направлены на повышение прозрачности госзакупок, а также на обеспечение выполнения госпрограмм поддержки малого бизнеса и импортозамещения. Однако именно проект Минфина более гибок и учитывает еще и интересы госкомпаний, и потому принятие его проекта более вероятно.
Для участия в закрытых госзакупках требуется лицензия ФСБ. Мы поможем оформить документы для лицензии на работу с гостайной, а также подготовиться к участию в тендерах. Звоните!