Правительство РФ обновило список промышленных товаров, в отношении которых действуют запреты и ограничения при госзакупках для нужд обороны и безопасности государства. Запрет не касается продукции, выпускаемой иностранными государствами, входящими в круг Евразийского экономического союза (ЕАЭС) — товары, страна происхождения которых является участником Союза, получают преференции при осуществлении госзакупок. Работы и услуги, поименованные в Перечне, вправе осуществлять только российские компании и фирмы с лицензией ФСБ (в части работ, требующих допуска к государственной тайне).
Новый перечень утвержден постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 года № 616 включает в себя 153 вида товаров, а также работ и услуг. В него вошли в основном транспортные средства, производственные станки, мебель, продукция судостроения и машиностроения. Однако запрет не является абсолютным. Определены случаи, когда допускается закупка продукции для нужд безопасности и обороны, произведенной за рубежом:
- если производства необходимых товаров на территории РФ или ЕАЭС нет;
- закупка одной единицы товара стоимостью менее 100 000 руб., или нескольких таких товаров при общей сумме закупки менее 1 000 000 руб. (данное ограничение не распространяется на защитную спецодежду и защитные головные уборы, текстиль, трикотаж, кожаные сумки и чемоданы, а также обувь);
- если закупаемые товары будут взаимодействовать с уже имеющимися у заказчика товарами;
- закупки расходников, запчастей, сопутствующих товаров для машин и оборудования, используемых заказчиком;
- закупки, где в качестве заказчиков выступают ФСБ, ФСО, СВР, органы внешней разведки Минобороны, МВД, Росгвардия, Управление делами Президента РФ и ГУСП Президента РФ;
- закупки товаров ФСО России, осуществляемые в целях реализации мер по осуществлению государственной охраны, а также закупки транспортных средств МВД России для обеспечения безопасности объектов государственной охраны.
По сути, все госзакупки, осуществляемые госструктурами в рамках реализации госпрограмм и нацпроектов, должны проводиться у российских поставщиков. Это позволит «подняться» производителям и подключиться к огромному рынку сбыта, не опасаясь конкуренции со стороны зарубежных компаний и демпинга цен с их стороны. Такая политика является логичным продолжением принципа «третий лишний» — правила, согласно которому при закупке товаров и услуг отказывают в участии иностранным поставщикам, если поступило две и более заявки от российских производителей.
Подобная стимуляция российского производства и дальнейший курс на импортозамещение не должны ограничивать или ставить под угрозу реализацию программ безопасности и других проектов государства. Между тем, практика показала, что полное замещение, например, в сфере IT-технологий пока невозможно: на российском рынке пока нет решений, удовлетворяющих требованиям безопасности и бесперебойной работы с имеющимся оборудованием и действующими информационными системами. Даже требование об использовании отечественного ПО в системах КИИ пока нереализуемо.
Именно поэтому в запретах предусмотрены множественные исключения, чтобы в случае нехватки подходящей российской продукции это не отразилось на исполнении текущих проектов и ключевых государственных функций. Видимо, поэтому силовые ведомства и органы обеспечения деятельности Президента получили право закупок иностранных товаров с минимальными ограничениями, а то и вовсе без них.
Как подтвердить происхождение товара
Продукция считается произведенной в Российской Федерации, если сведения о ней есть в реестре промышленной продукции РФ. Аналогично и с происхождением товара в ЕАЭС — сведения о таком продукте должны содержаться в реестре евразийской промышленной продукции.
Для участия в госзакупке к заявке необходимо приложить выписку из соответствующего реестра, а также сведения о совокупном количестве баллов, присвоенных за выполнение технологических процессов и условий (если это предусмотрено в ПП № 719 от 17.07.2015 г.)
Проверка наличия необходимых товаров в производстве РФ может быть проведена в единой информационной системе российской промышленности (ГИСП). Любой поставщик, желающий участвовать в госзакупках, должен зарегистрироваться в ней: так при публикации подходящей госзакупки для государственных и муниципальных нужд он сможет автоматически получать предложения о поставке того или иного товара.
Во избежание манипуляций с товарами, допускающих поставку зарубежной продукции, установлены правила:
- в одном контракте запрещено устанавливать в качестве предмета товары, включенные и не включенные в Перечень №616;
- не допускается замена товаров на продукцию иностранного производства в процессе исполнения контракта.
Постановление начало действовать с 1 мая 2020 года, однако запрет не распространяется на госзакупки, сведения о которых размещены в информационных системах до 1 мая этого года (сюда же входят контракты, сведения о которых внесены в реестр до указанной даты).
Нужна помощь в оформлении лицензии на работу с государственной тайной для участия в закрытых закупках? Мы поможем подготовиться к лицензированию и пройти проверку ФСБ. Большой опыт, любая сложность, адекватные цены. Консультация бесплатна. Звоните!