Требования к деловой репутации часто включают в условия государственных закупок. Однако всего 5–6 лет назад мало кто мог внятно пояснить, что именно входит в деловую репутацию, и как именно её оценивать. В результате госзаказчики получили возможность использовать правовую неопределённость этого термина для отсеивания неугодных участников закупки, а участники никак не могли ни привести себя в соответствие абстрактному требованию, ни обжаловать решение заказчика в ФАС.
Как и зачем определять индекс деловой репутации
В 2014 году был принят первый документ, которым дано определение деловой репутации фирмы для целей государственного заказа, а также установлены критерии и методология определения индекса этой репутации. Это ГОСТ Р 56002-2014 «Оценка опыта и деловой репутации строительных организаций» (сегодня действует его изменённая версия ГОСТ Р 66.1.03-2016). Впоследствии аналогичные ГОСТы разработаны для фирм, работающих в сфере проектирования, инженерно-изыскательских работ, архитектурно-строительного планирования, а также компаний, предоставляющих услуги в области пожарной безопасности. Именно они стали тем мерилом абстрактного понятия «деловая репутация», которое позволяет выбрать наилучшего исполнителя для участия в конкурсе и сократить издержки и риски ненадлежащего выполнения контракта.
ГОСТы предусматривают методику и критерии оценки фирмы по нескольким параметрам. При необходимости заказчик работ может открыть отчёт экспертов и проверить уровень работы фирмы по интересующим его пунктам. Выдача сертификата деловой репутации позволяет заказчику не анализировать деятельность каждого участника закупок, а пользоваться уже готовым результатом экспертной оценки. Для фирм, участвующих в высококонкурентных тендерах борьба за контракт тоже переходит в цивилизованное русло и опирается на профессионализм и большую готовность выполнить заказ.
Подробнее: Подтверждение опыта участия в госзакупках
В некоторых регионах существуют методики определения победителя, где индекс деловой репутации входит в формулу расчёта (как в «чистом виде», так и в виде промежуточных баллов) и играет не последнюю роль.
Как определить показатель деловой репутации
Для его получения необходимо обратиться в уполномоченный центр сертификации, аккредитованный Росстандартом на проведение подобных проверок. Услуга платная, а при выездной проверке предприятия (эксперты посещают офис или рабочий объект фирмы) все командировочные расходы также ложатся на плечи компании-заказчика.
Порядок получения таков:
- компания — потенциальный участник торгов обращается в аккредитованный центр сертификации с заявлением о проведении проверки и выдаче сертификата;
- центр проводит аудит представленных документов компании (в зависимости от сферы деятельности применяется собственный ГОСТ и проверяется определенный пакет документов);
- обязательная выездная проверка, в ходе которой эксперты оценят реальную работу на объектах и в офисе руководства);
- по результатам аудита документов и выездной проверки по методике ГОСТа рассчитывается индекс деловой репутации;
- фирме-заказчику выдается сертификат.
Подробнее: Подтверждение деловой репутации фирмы
Индекс деловой репутации рассчитывается, исходя из соответствия деятельности компании государственным стандартам в выбранной области и удостоверяется сертификатом. В расчёт принимаются:
- срок работы на рынке профильных работ или услуг;
- материальная оснащённость компании и способность выполнить работы или услуги своими силами;
- наличие достаточного количества специалистов нужной квалификации;
- достоверность сведений и документов, которые фирма предоставляет при ведении бизнеса;
- оценка восприятия компании контрагентами и клиентами.
Оформление сертификата деловой репутации — добровольный акт. Но если вы собираетесь купить фирму с лицензией ФСБ и участвовать в государственных тендерах, стоит подумать о дополнительном конкурентном преимуществе в виде официальной оценки деловой репутации.
Чтобы выбрать надёжную фирму с лицензиями и разрешениями для вашего бизнеса, обращайтесь!