С этим вопросом часто обращаются люди, увидевшие в требованиях госзакупки пункт о наличии лицензии на работу с государственной тайной. Действительно ли в каждом случае, когда предполагаются работы на режимных объектах, требуется допуск к секретным сведениям?
У Федеральной антимонопольной службы и судов вплоть до Верховного суда уже сформировалась практика по данному вопросу. Считается, что заказчик вправе ограничивать круг потенциальных исполнителей условием о наличии лицензии ФСБ в случае, если сможет обосновать ее необходимость при выполнении данного вида работ. Однако чаще бывает, что именно исполнитель при оспаривании данного требования должен доказать необоснованность данного требования.
Примером может служить дело № 18/44/105/188 и решение ФАС РФ по нему. Здесь заказчик указал, что в составе вторых частей заявок участник должен приложить лицензию ФСБ на работу со сведениями, отнесенными к гостайне. Один участник обжаловал данный пункт, и заказчику пришлось пояснить, что по условиям госзакупки предполагаются работы в здании суда — режимного объекта, в котором находятся носители государственной тайны. В ходе работ есть потенциальный риск, что средства несанкционированного доступа откроют возможность ознакомления и получения секретных сведений. Заявитель же не предоставил доказательств незаконности требования заказчика, в связи с чем его признали правомерным.
Статья по теме: Нужна ли лицензия ФСБ по ФЗ-44
Другой пример — решение Арбитражного суда N А40-97010/2014, где также разбирался вопрос, нужна ли лицензия ФСБ для охранных услуг и осуществление контрольно-пропускного режима на режимном объекте — военной части. Суд указал, что в данном случае требование о наличии лицензии ФСБ не противоречит закону, т.к. в число объектов охраны и обеспечения режима входит военная часть как структурное подразделение заказчика работ. Лица, получившие доступ к объекту закупки, получают возможность ознакомиться с информацией о дислокации и численности личного состава на данный момент времени, назначении, степени защищенности режимного объекта заказчика. Данные сведения отнесены законом к государственной тайне, а значит, требование лицензии на работу с секретными сведениями правомерно.
Иногда связь предмета госзакупки и ознакомления с гостайной неочевидна и нуждается в разъяснениях. Раньше участники аукциона часто требовали пояснений, считая, что заказчик необоснованно ограничивает круг возможных исполнителей, нарушая законодательство о здоровой конкуренции. Часто закупки срывались лишь из-за того, что недовольная сторона затевала судебный спор.
Статья по теме: Способы ограничения конкуренции в госзакупках
Теперь вопросы о том, нужна ли лицензия ФСБ для работы на режимном объекте, часто даже не возникают — большинство закупок, связанных с гостайной, закрыты для посторонних лиц, а «непосторонние» в этой сфере компании уже имеют необходимые лицензии, разрешения и допуски.
Хотите получить доступ к закрытым госзакупкам и работать с секретными сведениями? Поможем получить лицензию на гостайну или купить готовую фирму с действующей лицензией ФСБ. Звоните!